Евангельская Весть в современном мире

Предлагаем Вам книгу «Благая Весть» — современный образец православного истолкования евангельского учения. Материалы взяты с сайта — Православие в современном мире http://dmitri-andreev-vet.ortox.ru

Вступление

 

1.     Библия – Ветхий и Новый Завет. Правильное изучение Ветхого Завета.

2.     Постижение Ветхого Завета через Евангелие.

3.     Понятие об истинном знании.

4.     Способность человека к познанию Истины.

5.     Путь христианина к Богу и Истине.

6.     Христианство как практика исполнения Божественных законов.

7.     Как стать настоящим учеником Христа.

 

*** 1 ***

         Библия — Священное Писание Христианства, состоит из двух основных частей — Ветхого и Нового Завета. Библия, несомненно, является основой христианского учения, и одновременно познание христианской религии и христианская жизнь не могут базироваться только на изучении Священного Писания. Правильное понимание Библии без предварительной «церковной» подготовки и вне соборного опыта Церкви, вне познания церковной и общечеловеческой истории, является неразрешимой задачей.

      Для нормального изучения и осознания Ветхого Завета, православному христианину приходится прочитать не один десяток вспомогательных книг. Вообще доступ к Библии и богословским книгам открыт всем желающим, но понять их сможет не каждый. И виновата в этом вовсе не «церковная цензура», а наша духовная слабость и религиозная необразованность.

      В отношении книг Ветхого Завета необходимо отметить одну важную закономерность. Знание дохристианских книг Библии, полезно для каждого православного верующего, но ими не стоит увлекаться, потому что ветхозаветное откровение не имеет полноты Нового Завета. Богооткровенный смысл Ветхого Завета божественно премудро и предельно ясно раскрывается в именно книгах Нового Завета,  особенно в Евангелии.

      Наиболее важна по своему богословскому и догматическому содержанию первая книга Ветхого Завета — книга Бытия, рассказывающая о сотворении нашего мира и его духовной метаистории, о Божественном откровении  ветхозаветной религии единобожия. Также в Ветхом Завете можно особо выделить Псалтырь и книги израильских Пророков, как пример богопознания дохристианского человечества в его взаимодействии с Божественным Промыслом.

      Остальные книги Ветхого Завета представляют собой исторические хроники израильского народа, совмещенные с описанием законов и обрядов ветхозаветной религии. Впрочем, это необычные хроники, рассказывающие духовную историю богоизбранного народа, который по воле Творца первым обрел полноценный путь истинной веры. По сути дела книги Ветхого Завета служат для человечества образцом, следуя которому каждый народ и отдельный верующий может проследить свой собственный путь к познанию Бога и духовного смысла земного бытия.

      При чтении Ветхого Завета, любому человеку требуется особая осторожность по причине его духовной неполноценности и сложности. Немногие люди обладают достаточной мудростью и религиозной грамотностью, позволяющей правильно воспринимать неоднозначные и далекие от христианского совершенства образы ветхозаветной веры. Увлекаясь Ветхим и забывая про Новый Завет, можно легко потерять правильную дорогу духовного познания, предельно ясно показанную нам в учении Воплощенного Сына Божия Господа Иисуса Христа.

      Во избежание ошибок, духовных падений и ненужной траты времени, православному верующему для начала вполне достаточно общего ознакомления с Ветхим Заветом на основе сокращенной «Детской Библии».

*** 2 ***

        Для человека, ставящего значимость религии в зависимость от ее «древности», кажется нелогичным, что сущность учения Ветхого Завета полноценно раскрывают книги Нового Христианского Завета. Дело в том, что духовная история человечества не циклична, как думали древние, а движется по восходящей линии – «от низшего к высшему». Поэтому Новый Завет вполне закономерно являет вершину откровения Ветхого Завета.

      Конечно, православный христианин имеет право читать Ветхий Завет наравне с Новым, но при этом он обязан помнить предостережение о реальной опасности его самовольного истолкования духовно неопытным человеком. Это вовсе не «пустое» предубеждение, «тайной целью которого является намерение Православной Церкви скрыть от людей истину». Искажение Божественного откровения Ветхого Завета уже много раз совершалось различными сектантами, переделывавшими библейское учение до полной неузнаваемости, вплоть до «ненужности» Христианства.

      Наиболее удобным, «безопасным» и полезным способом изучения Ветхого Завета является прослеживание основных этапов библейской метаистории через их отражение и объяснение в догматическом, богословском учении Восточного Христианства-Православия. Центром ветхозаветного откровения является знание о Едином Боге Творце, которое подготовило человечество к пришествию Спасителя мира. В итоге завершением религиозного учения Ветхого Завета стала проповедь Воплощенного Сына Божия и Богочеловека Иисуса Христа.

      Только христианин, усердно изучающий Евангелие, может полноценно познать сущность Ветхого Завета. Правильно толковать Ветхий Завет по благословению свыше, способен только человек с достаточным духовным опытом, исповедующий традиционное Православие и осознающий Библию в сочетании с действительной историей израильского народа и мирового Христианства. Самовольные попытки «самостоятельно» изучать Ветхий Завет в отрыве от учения Христианской Церкви, в большинстве случаев заканчиваются возникновением ересей и сект, учение которых весьма далеко отстоит от богооткровенного знания истинной христианской веры. 

*** 3 ***

         Земное человечество, искаженное грехопадением, постоянно мечется в поисках магических ключей к тайнам бытия. Грешного человека притягивают загадочные и одновременно «духовно пустые» учения, отличающиеся предельно запутанным и расплывчатым смыслом. Падшие ангелы специально заманивают нас в поиски некоего «абсолютного» знания, якобы дающего человеку божественную, волшебную власть над духовным и материальным миром, пространством и временем. В итоге греховная лень, раздуваемая темными силами, не дает человеку реально трудиться над собой.

      В большинстве своем люди сознательно «не замечают» истинное откровение Единого Бога, гордо и самолюбиво отворачиваясь от спасительного христианского учения. Богооткровенное христианское знание предельно ясно и доступно каждому. Вместе с тем оно крайне неприятно человеческой гордости и тяжело для исполнения для любого эгоиста. Учение о творчестве сознательной святости и самоотверженной любви к Богу и людям, весьма непросто осуществить на практике, что и является основной причиной непринятия учения традиционного Христианства-Православия.

        Любому трезвомыслящему человеку понятно, что абсолютное знание об устройстве мироздания доступно лишь Творцу Вселенной. При внимательном и беспристрастном рассмотрении, многочисленные «великие и тайные учения», претендующие на замену Христианства-Православия, которое они считают «примитивной религией», оказываются давно известными ересями.

      В большинстве случаев подобное «знание» представляет собой  бессмысленное и бесполезное соединение оккультизма и «туманной» мистики, заумных логических размышлений и искажений традиционных мировых религий. Несмотря на бессмыслицу,  мистическая и магическая направленность данных учений крайне опасна, ведь они увлекают человека на «темный» путь, уводящий от познания Бога и истинной веры в противоположную сторону. Демонические силы хорошо умеют заманивать в свои сети гордого и самолюбивого человека, неразделимо сплетая в подобных лжеучениях искаженные отрывки истинного знания  с  духовной ложью и явным сатанизмом.

*** 4 ***

        Основываясь на богоданной способности познавать мир, мыслить и творить новое, человек нередко пытается приписать своим самочинным учениям абсолютную непогрешимость, забывая о масштабах Вселенной и своей малости, о сложности мира и нашем греховном несовершенстве.

         Несмотря на Божественные таланты и поистине богоподобный духовный потенциал, земной человек стоит на низшей  ступени материального и духовного развития. Духовно трезвому, смиренномудрому человеку необходимо постоянно помнить об ограниченности человеческого разума и, следовательно, о несовершенстве его творений. По мере того, как человек забывает о губительном влиянии гордости, искаженные учения, служащие сознательному исполнению воли демонических сил, становятся все более опасными для его душевного и телесного здоровья.

      Одним из важнейших принципов правильного, успешного духовного развития является смиренное осознание греховного несовершенства земного человека. Вместо увлечения заумными «философиями», вместо бесконтрольного развития психофизических способностей человеческого тела и разума, христианин начинает путь познания Истины с очищения своего душевно-телесного естества от власти греха и зла.

        Очищая тело от влияния телесных страстей, а душу от эгоизма и гордости, христианин сознательно исполняет волю Божию в творчестве праведной жизни, органично просветляя человеческое естество благодатным духом самоотверженной любви и бескорыстного добра. Именно эти качества уподобляют человека Богу, способствуя естественному преображению и просветлению христианина Божественной энергией-благодатью Святого Духа.

      Только добровольное очищение нашего телесно-душевного естества от власти греха и зла, только его сознательное обожение благодатным духом святости, добра и любви, возвращает человека к первозданному, безгрешному и богоподобному состоянию. Это и есть единственно верный путь познания высшей Божественной Истины.

*** 5 ***

         Неудивительно, что христианские святые без всяких психо-физических тренировок и медитаций, естественным путем через творение воли Божией раскрывают заложенные в нас «духовные» способности, дающие человеку возможность совершать «сверхъестественные» чудеса. В отличие от приверженцев оккультных и магических учений, христианские праведники смиренно не придают данным способностям особого значения, применяя их строго в соответствии с волей Божией.

         Христианское учение справедливо считает главной «мистической» способностью благодатную возможность «различения добра и зла». Христианское «духовное зрение» дает человеку способность неискаженно осознавать самого себя и бытие мира, четко различая духовную правду и ложь. Именно отсюда начинается правильный путь к познанию истинной веры.

       Целью жизни христианина является его посильное уподобление Абсолютной Любви и Святости Творца. Вера означает благодатное соединение человека с Богом через просветление ума и сердца, тела и души Божественной энергией  Святого Духа. Все остальные духовные таланты и способности — аскетические подвиги и богословское знание, церковное служение и личное благочестие, являются «вторичными» средствами духовного развития, которые не имеют права заслонять собой основную цель христианского творчества.

      Учитывая сложность мироустройства и неповторимость человеческой личности, невозможно создать религиозное учение, удовлетворяющее индивидуальным запросам отдельного человека. Одновременно все люди похожи друг на друга и находятся в духовном и физическом родстве. Божественно премудрое евангельское учение соединяет данные противоречия, открывая нам общий план или схему духовного совершенствования человеческой личности. Так Евангелие дает каждому христианину возможность опытным путем находить свой неповторимый путь, ведущий к познанию Бога и истинной веры.

      Постижение христианского учения невозможно без смиренного признания того факта, что Евангелие является откровением Самого Бога, творением Божественной Премудрости, посланным людям свыше. Любителям философии, привыкшим к запутанным и сложным системам, евангельское учение с первого взгляда кажется простым до «примитивности», ведь истинная мудрость  заключается в простоте и редко признается умом гордого и самолюбивого человека. Одновременно самые самодовольно-ограниченные люди невольно признают, что заповеди  Христа предельно трудно воспринять умом и сердцем, и еще тяжелее реально исполнить на практике религиозной жизни.

*** 6 ***

         Настоящее христианское знание не существует в отвлеченном «теоретическом» виде. Это всегда средство духовной практики, предназначенное служить цели благодатного обожения личности, которая превосходит любое человеческое знание.

      Христианское исполнение спасительной воли Божией приводит человека к благодатному соединению с Творцом мира. Христианское знание учит верующего становлению на путь восприятия Божественной энергии-благодати Святого Духа, которая преображает несовершенного и греховного земного человека в одухотворенного богочеловека, подобного Сыну Божию Господу Иисусу Христу.

      Учение Православной Церкви направлено на практическое освобождение человека от власти зла. Духовное развитие человеческой личности, действительно заботящейся о спасении души, требует бескомпромиссного исполнения Божественных законов и заповедей. Христианское служение начинается с очищения человека от власти телесных и душевных грехов, продолжаясь и завершаясь творчеством самоотверженной любви по отношению к Богу и людям.

         Личное спасение и развитие христианина невозможно без благодатного соединения с Богом в духе взаимной любви. Только Господь может просветить сознание верующего человека, открывая нам способность  «различения добра и зла», научая проявлять дары Божественной Святости и Любви по отношению к окружающим людям.

         Обычно религиозное творчество христианина начинается с заботы о личном спасении. Но он не имеет права думать только о себе, и обязан полноценно творить людям добро, неся личный крест христианской жизни и по мере сил разделяя с Христом Крест любви во имя спасения мира.

      Подлинно христианское знание не имеет ничего общего с отвлеченным философско-богословским познанием, предназначенным для удовлетворения праздного любопытства. Учение Христианской Церкви есть духовная практика благодатного богообщения и богопознания. Жизнь христианина представляет собой сознательную, крайне напряженную борьбу между добром и злом, между праведностью и греховностью, между любовью и эгоизмом, между смирением и гордостью, которая постоянно совершается в душе, уме и сердце верующего.

      Изучение догматов, обрядовое благочестие и богословское образование представляют лишь небольшую часть религиозного творчества. Основная часть христианского служения заключается в благодатном общении верующего с Богом, в добровольном исполнении спасительной воли Творца, которое реально изменяет в лучшую сторону самого христианина и окружающий его мир.

      Ни одно проявление человеческой мысли, слова и дела не проходят бесследно для нас самих и всего человечества. Творя грех и зло, человек неминуемо разрушает сам себя, направляясь к личной погибели и способствуя гибели нашего мира. Творчество праведной жизни и добрых дел наоборот просветляет человека  Божественной энергией-благодатью Святого Духа, спасая его душу и помогая спасению человечества.

      Нередко духовное развитие православного христианина происходит естественным образом, постепенно и незаметно не только для окружающих людей, но и для него самого. Суть христианского развития заключается не столько во внешних видимых изменениях, сколько во внутреннем благодатном преображении человека.

       Христианин не имеет права быть «просто верующим», который формально принадлежит к земной церковной организации. Настоящий ученик Христа призван стать сознательным сыном Божиим, который в полноте соединяется с Богом в духе взаимной любви, подражая Любви и Святости Небесного Отца по отношению к людям.

         Господь любит нас не за тщательное исполнение обрядов. Для Всезнающего Творца не имеют никакой цены наши «умные» рассуждения о тайнах духовного мира. Сущностью христианского богообщения и богопознания является творчество сознательной праведности и самоотверженной любви по отношению к Богу и людям. Христианская вера исповедается не словами и не внешне благочестивым видом. Реальное исповедание Христианства-Православия заключается в добровольном очищении от власти телесных и душевных грехов, в свободном уподоблении Святости и Любви Творца, учащего нас искренне любить окружающих людей, бескорыстно творя добро и самоотверженно прощая зло. 

*** 7 ***

         Изучая Евангелие, серьезный и вдумчивый человек, действительно стремящийся к духовному преображению, не может не признать, что читать книги по философии и теософии, изощряясь в «заумных» богословских беседах несравненно проще, чем быть христианином на практике. Легко обсуждать отвлеченные теории, которые ни к чему не обязывают. Предельно трудно добровольно отказаться от грешной жизни, простить своего врага и бескорыстно  творить добро.

      Однако другого пути к реальному духовному просветлению ума и сердца человека просто не существует. Только спасительное  исполнение христианских заповедей дает нам ключи к познанию цели и смысла человеческого бытия.

      По своей духовной мощи, чистоте и ясности, учение Сына Божия Господа Иисуса Христа, оставляет далеко позади любое философское и религиозное знание нашего мира. Христианское знание является вершиной Божественного откровения, полноценно показывая человеку путь к своему Творцу.  Несмотря на предельную простоту и краткость, евангельская Истина открывает основополагающие принципы духовного развития Христианской Церкви, отдельного христианина и всего человечества в целом. Знаменательно, что Евангелие дает людям учение истинной веры в предельно доступном варианте, создавая для каждого человека возможность реализовать свою индивидуальную духовную сущность.

      Наиболее строгие требования Господь Иисус Христос предъявляет к Своим сознательным ученикам. Православный христианин призван быть искренним служителем Бога, который одинаково ревностно заботится о спасении своей души и стремится помогать спасению окружающего мира.

         Заповеди Христа, учение Сына Божия о творении воли Небесного Отца, о покаянии и духовном развитии человека, обличения Спасителя в отношении наших грехов и ложной фарисейской веры,  обращены в первую очередь к членам Православной Церкви.

        Каждый православный христианин обязан стать учеником Христа по своим делам, а не только на словах и по внешнему виду. Это и есть главная мысль данной книги, вполне доступная и понятная любым читателям  —  верующим и неверующим, укоренным в православной традиции и начинающим неофитам.

 

 

Православие в современном мире http://dmitri-andreev-vet.ortox.ru