ПРЕДИСЛОВИЕ
Краткое содержание.
1. Православие в современной России.
2. Православие в столкновении с атеистической наукой и философией.
3. Критика традиционного Православия со стороны современного атеизма.
4. «Внутренний» враг Православия.
5. Новая «религия человекобожия» — сочетание неограниченного экуменизма, «либерального» и оккультного «христианства».
6. Богочеловеческая сущность Православия и демоническая сущность «человекобожия».
7. Доказательства высшей Истины Православия при его сравнении с мировыми религиями и другими духовными учениями.
8. Как надо принимать и исповедать Православие.
9. Преодоление искажений православного учения.
10. Православие как подвиг праведной христианской жизни.
11. Традиционный и современный опыт Православия.
12. Формирование православного учения на основе Священного Писания и Священного Предания.
13. Христианское учение как практика спасения мира и человека, а не отвлеченная богословская теория.
14. Развитие новозаветного православного опыта.
15. Духовная метаистория «последних времен».
*** 1 ***
В 1988 году — совсем недавно по духовно-историческим меркам, Россия и Русская Православная Церковь отмечали 1000-летие принятия Восточного Христианства-Православия. Россия, как государство и народ, уже тысячу лет является православной страной. Следовательно, русские люди должны полноценно понимать и применять христианское учение. Но на практике все выглядит иначе, чем в теории, поскольку именно христианская вера (под ней мы изначально подразумеваем именно Христианство-Православие), несет миру полноту Божественной Истины и является самой духовно сложной и ответственной религией.
Не удивительно, что ХХ столетие прошло в нашей стране под знаменем воинствующего атеизма-безбожия, сознательно направляемого богоборческими силами. Большинство современных русских людей плохо знает учение традиционного Православия, переданное России Византийской империей. Странным образом две трети русского населения уверенно называет себя православными верующими, не являясь таковыми на деле. Заметим, что примерно такая же ситуация, именно в силу духовной полноты учения Господа Иисуса Христа, наблюдалась в России и всем мире во все времена.
Человек является православным христианином только в случае реальной принадлежности к Православной Христианской Церкви делом всей своей жизни. Христианство означает практическое исполнение заповедей Сына Божия Господа Иисуса Христа. Когда крещеный человек говорит о вере и иногда заходит в храм на великие праздники, это не дает ему права называться православным верующим. Фактически многие русские люди только на словах являются «верующими», которые понимают и проявляют свое «православие» совсем не по христиански.
В наше время каждый человек имеет возможность свободно проявить личное отношение к религии — быть верующим или неверующим, вести церковную или мирскую жизнь. Сразу отметим, что право на вероисповедание и свободу слова в отношении религии, не относится к глупым насмешникам и кощунникам, пытающимся доказать свою значимость тупыми, хамскими издевками над верой. Обычно подобные «свободолюбцы» не заслуживают внимания и сами разоблачают свою умственную, культурную и духовную ограниченность. Однако другие типы противников Христианства и религиозного мировоззрения, претендующие на «серьезные доказательства ложности религии», необходимо рассмотреть более тщательно.
*** 2 ***
Современное человечество, восхищенное достижениями науки и техники, нередко смотрит на религию с презрением, как на «детские сказки, простительные только «безграмотному и непросвещенному человеку, живущему понятиями древности». Знаменательно, что подобным образом мыслят люди, знакомые с наукой весьма поверхностно. Человек, серьезно изучающий видимое материальное мироздание, не может не задуматься над его восхитительной сложностью и упорядоченностью, приводящей к мысли о Боге Творце. По сути дела последние научные открытия приближают человечество к знанию, давно известному традиционным мировым религиям.
Изучение материального мира никогда не являлось целью духовно-религиозного творчества. Познание богосотворенной Вселенной с помощью науки интересно и полезно. Но сейчас человечеству в первую очередь необходимо задуматься над своим духовным и нравственным состоянием. Неверующие политики любят придумывать ложные причины социальной несправедливости и человеческого горя, например, обвиняя религию, «создающую условия для эксплуатации простого народа» или считая основой наших бед недостаточность научного знания. На самом деле большинство социальных и природных катастроф происходит от бездуховности и греховности человеческого естества. Именно эти вопросы и проблемы и разрешает христианское знание, которое реально освобождает мир от власти зла с помощью очищения ума и сердца каждого человека.
«Ученые» противники религии нередко объединяются с философами-атеистами, создавая научно-философские системы познания мироздания, должные служить достижению всеобщей социальной гармонии. Интересно, что примитивные представления современной безбожной философии о духовно-религиозном смысле и цели человеческого бытия, почти ни чем не отличаются от искажений прошлых времен. Безбожники продолжают критиковать не столько само христианское учение, сколько его чисто человеческие искажения. При этом атеисты предпочитают «не замечать», что отрицатели религиозного пути развития человечества натворили не меньше зла, чем «верующие» фанатики.
Казалось бы, что многочисленные ошибки истории должны были давно вразумить человечество, обратив его к Богу. Но люди по прежнему ослепляют себя ложной идеей человеческого всемогущества и всезнания. Несовершенный и грешный земной человек с удовольствием принимает учение атеизма, отрицающее бытие Единого Бога Творца и Его спасительные законы. Не обращая внимания на губительное влияние человеческой гордости и самолюбия, люди обвиняют во всем Бога — «если Он всемогущ, то почему допускает зло?». При этом атеисты продолжают «с легким сердцем» творить зло окружающим, отвечая на вопрос происхождения зла самим своим поведением.
Атеизм обещает нам создание «рая на земле», спокойно оправдывая любые средства во имя достижения «высшей цели». Именно отсюда возникают все человеческие грехи и зло по отношению к людям. Безбожная философия и наука бессовестно призывают нас потерпеть и принести еще немного жертв в ожидании скорого «светлого будущего». В итоге власть зла на Земле возрастает, а человек безумно продолжает утверждать, что он способен справиться с проявлениями несправедливости и социальной дисгармонии без помощи Творца.
Несмотря на явные ошибки, заблуждения и злые дела атеистов, современные безбожники по прежнему объявляют религию «мракобесием и реакционным пережитком «прошлого», с которым можно и нужно бороться любыми методами, вплоть до уничтожения верующих и Церкви. В лучшем случае «просвещенные» атеисты относятся к верующим снисходительно, объявляя их «существами, стоящим на низшей ступени духовного развития», которые «при условии соответствующего контроля, могут приносить обществу некоторую нравственную и материальную пользу».
*** 3 ***
По своей сущности любой тип атеистического мировоззрения имеет весьма далекое отношение к науке и философии. Атеизм является скорее своеобразной «религией человекобожия», которая целенаправленно отрицает существование Бога-Личности и ставит на Его место человека. Проповедуя неопределенное и бессильное учение «нерелигиозной духовности», атеизм пытается создать из несовершенного и греховного, злого и самолюбивого земного человека непогрешимого «человекобога».
Сознательный христианин никогда не будет спорить с тем, что среди верующих в любые времена встречаются фанатики и фарисеи, использующие религию и Церковь для достижения корыстных, духовно отрицательных целей. Но это вовсе не означает полной ложности Христианства и религии вообще.
В большинстве случаев атеистическая критика построена на «голых» эмоциях, и ее можно с одинаковым успехом применять для критики атеистов. Обычно верующих людей обвиняют в «неграмотности», в «культурной и научной отсталости», в «слепом» фанатизме, в «глупом доверии сказкам о нравственности». Атеисты считают, что только «умственно неполноценный и далекий от реальности человек», может верить в существовании невидимого Бога и вечной жизни, утверждая первостепенное значение «химеры совести», бескорыстного добра и любви для духовного и материального развития человечества.
Подобные безбожные взгляды весьма далеки от научно и философски обоснованной критики религии. В реальности подлинными фанатиками являются сами атеисты, не желающие видеть печальные факты земной истории и не слушающие никаких доводов совестливого разума и доброго сердца. В сущности, атеизм построен на желании злого — гордого и самолюбивого человека творить все, что ему вздумается, не обращая внимания на окружающих.
Нравится нам это или нет, но приходится признать, что безбожное человечество не способно устроить Царствие Небесное на земле, а человек без помощи Бога способен в основном разрушать и творить зло.
*** 4 ***
Атеистические учения являются явным врагом религии, с которым довольно просто бороться на примере многочисленных печальных последствий — социальных и нравственных, экономических и экологических, происходящих от отрицания Бога и Божественных законов.
Главным, наиболее коварным противником Христианства, является трудно различимое «религиозное безбожие», которое прячет гордое греховное неверие под маской традиционного обрядоверия. Это то самое — древнее, еще ветхозаветное фарисейство, ставящее видимые формы религиозного творчества выше его внутреннего значения, которое непримиримо обличает Господь Иисус Христос и Его верные последователи — праведники и святые Христианской Церкви.
Фактически атеизм и фарисейство представляют разные грани одного явления, имеющего общую «духовную» или вернее демоническую сущность. Неудивительно, что современное фарисейство «соревнуется» с атеизмом в попытках «обновления» Православия, в смысле приспособления Христианства к наглым требованиям греховного мира.
Внутри любого типа фарисейства прячется отрицание подлинной, глубинной сути религии, стремящееся «забыть» о первичной важности христианской святости и самоотверженной любви. Среди «православных» фарисеев можно выделить два типа ложных верующих — с одной стороны это «обновленцы», «преобразующие» Восточное Христианство через переделку догматов и канонов, обрядов и Таинств Церкви; с другой фарисеи-«традиционалисты», «сохраняющие и укрепляющие» веру с помощью мелочного обрядоверия.
Религиозная деятельность является для подобных гордых и тщеславных, корыстных и самолюбивых, лукавых и лицемерных «верующих» только источником материального интереса и земной славы. Фарисейство лежит в основе «церковно-политических» расколов, инициированных «ультра-правыми» ревнителями «чистого» Православия. Оно же рождает популярные, ничего не значащие «обновленческие» учения, превращающие Православие в неопределенный набор «традиционных духовных, моральных и нравственных ценностей русского народа». В итоге, по замыслу падших ангелов, красивые «фасады» «обновленчества» и мелочного обрядового «благочестия» целенаправленно отвлекают людей от познания и практического воплощения сути христианского учения.
Подлинное Христианство, основанное на двухтысячелетней духовной традиции Православной Церкви, во все времена представляет собой практический путь благодатного богообщения и творения воли Божией. Православный христианин идет к познанию Бога и истиной веры через очищение от власти телесных и душевных грехов, через благодатное преображение верующего творчеством праведной жизни, бескорыстного добра и самоотверженной любви.
Основные беды земного человечества проистекают от последствий первородного греха. Большая часть человечества ни в чем не желает себя ограничивать. Потворствуя телесным и душевным страстями, особенно эгоизму и гордости, упраздняя борьбу с грехом, отрицая высшую ценность христианской святости и любви, фарисеи любого толка — «обновленцы» и «ревнители древлего благочестия», «либеральные христиане» и «православные националисты», одинаково способствуют ограничению и ослаблению позиций Христианства-Православия в России и мире.
Для любого типа фарисеев Бог является всего лишь «отвлеченной эмблемой высшего добра», не имеющей практического отношения к человеческому бытию. Не удивительно, что главные противники Творца — падшие ангелы-демоны, нисколько не боятся безблагодатного формального обрядоверия. Для них не страшны неопределенные учения о «важности религиозного духа добра и любви», провозглашающие человека «почти» безгрешным существом, грехи и страсти которого объявляются «нормальными, естественными потребностями».
По замыслу темных сил фарисеи-модернисты и фарисеи-традиционалисты, (данный процесс весьма отчетливо протекает в современной «постхристианской» Европе и на Украине), стремятся превратить Церковь из союза праведников, служащих Богу и трудящихся во имя спасения мира, в некое подобие «духовно-политической» или «националистической» партии. Фактически «православное» фарисейство, стремящееся оставить от истинного Православия «духовно мертвую» внешнюю форму, лишенную «живого», благодатного содержания, наравне с безбожной наукой и философией является еще одним вариантом демонической «религии человекобожия».
*** 5 ***
Фарисейский, так сказать «церковный» вариант «человекобожия», предельно четко проявляется в неопределенности современного экуменизма, который все больше срастается с либеральным «христианством», не нуждающимся в Самом Христе. Экуменизмом сейчас называют очень многое, в том числе нормальные для православного христианина мирные, дружелюбные отношения между верующими различных религий, построенные на идее неприменения насилия в делах веры. Но на этом положительное влияние общепринятого экуменизма и заканчивается, поскольку он призывает к всемирной греховной вседозволенности-толерантности под лозунгом — «грешники всех стран объединяйтесь».
Исповедники традиционного Православия не признают экуменического движения вовсе не из-за своей «духовной отсталости, религиозного фанатизма и экстремизма». Православные верующие понимают, что большую часть экуменистов представляют «религиозные атеисты» и любящие власть «фарисеи от религии», которым все равно во что верить. Дух демонического человекобожия открыто направляет современный экуменизм к утверждению абсолютного равенства всех религий, к принятию туманного образа некоего «Единого Бога», Который не интересуется духовными путями человечества и дает нам право самим «решать «судьбы мира своими силами и своим умом».
«Передовые» экуменисты-новаторы запросто объявляют Христа простым человеком, одновременно отрицая саму сущность христианского учения, согласно которой греховный земной человек не может избавиться от власти зла без помощи Творца. Непризнание греховности человека и неприятие помощи Бога, является основным «духовным средством», с помощью которого экуменическое движение и обновленное либеральное «христианство», в соединении с традиционным «церковным» фарисейством, целенаправленно отвращают людей от пути истинной веры, проповедуя губительную заразу гордого «человекобожия».
Обилие лжеучений, удобных и приятных для грешного, духовно ленивого земного человека, предельно эффективно мешает реальному очищению нашего мира от власти зла. В итоге люди продолжают жаждать познания истины и не находят удовлетворения ни в науке, изучающей видимый материальный мир; ни в атеизме, где нет места вечности и жизнь человека оказывается фактически бессмысленной; ни в фарисейском формальном обрядоверии, лишенном живого благодатного богообщения и богопознания; ни в бездуховном экуменизме, который много говорит о всеобщей справедливости и любви, не делая на этом пути никаких практических шагов.
Человек, ищущий веру и действительно стремящийся к познанию духовного смысла жизни, никогда не приходит в Церковь в поисках душевного комфорта или общественной справедливости. Путь православной веры основан на предельно чистом и ясном Божественном откровении — человек сотворен Богом и без своего Творца мы ничего не можем и не значим. Следовательно, именно отрицание воли Божией наиболее опасно для нашей земной и вечной жизни.
По сути дела русский человек, ищущий спасительный путь «живой» веры, естественным образом должен обращаться к традиционному для России Христианству-Православию, которое уже тысячу лет исповедуют славянские народы. Однако нередко возникает абсурдная ситуация, когда люди, в силу гордого самоволия, в первую очередь замечают и выбирают различные «духовные» суррогаты. Ничто не может оправдать русского человека, чаще всего отрицающего традиционное Православие по причине «церковного» фарисейства. Люди, как верующие, так и неверующие, до конца земных времен будут грешить и обижать друг друга, но это вовсе не повод для отмены Христианства.
Многие люди понимают бессмысленность примитивного атеизма и неопределенного экуменизма, формального обрядоверия и упрощенной «национальной» веры, но не используют свой выбор в пользу традиционного Православия. И в результате темные силы получают возможность искушать искателей истины «модным» оккультно-магическим толкованием Христианства.
Оккультное «христианство» представляется его сторонниками как «высшее» духовное учение, преодолевшее «односторонность традиционных религий, примитивность атеизма и логическое бессилие философии». Данная «философско-религиозная система» широко заимствует практический магический опыт восточных религий, особенно индуизма и буддизма, создавая наиболее заманчивый, лукавый и губительный вариант «человекобожия». Подобно другим лжеучениям, магическое «христианство» не признает греховность человека и превыше всего ставит удовлетворение человеческой гордости, якобы открывая нам «великую тайну, специально скрытую «завистливыми служителями традиционных религий».
Магическое «христианство» не отрицает Личность Христа, но представляет Его одним из многих «великих Учителей» — людей, которые якобы познали, что Бог-Творец существует в виде безликой «космической энергии». Целью подобной «веры» является способность неограниченного использования данной «энергии». В отличие от примитивного атеизма, оккультные учения признают существование бессмертной человеческой души, являющейся всемогущей и всезнающей частицей «вечной космической силы». Данное понятие чрезвычайно удобно и приятно для сознания греховного человека, который может спокойно считать себя богоподобным и безгрешным существом, не совершающим ошибок. В итоге любой человек получает право на «свободное развитие, освобождающее нас от контроля унижающего традиционного Христианства» и служащее построению «земного рая». Когда подобное «знание» подкрепляется магическими способностями, оно становится предельно привлекательным и губит душу человека сильнее всех остальных уловок темных сил.
*** 6 ***
Любые варианты «человекобожия» в той или иной мере говорят о духовности, добре и любви, одинаково отрицая греховную испорченность человеческого естества и презирая необходимость очищения человека от власти телесных страстей, эгоизма и гордости. Неудивительно, что «стремление» адептов «человекобожия» к добру и истине приводит к противоположным результатам — лукавая демоническая «духовность» продолжает без конца обманывать человечество, приводя мир к войнам и революционным катастрофам, слегка меняющим видимый фасад мирового зла.
Учения «человекобожия» специально искажают картину духовного мира, отрицая Бога-Личность. Одни из них совсем не признают существование личностных сил зла в виде падших ангелов; другие превращают их в союзников человека, показывающих нам путь к духовной «свободе»; третьи утверждают, что человек сам способен справится с демоническими силами. В итоге падшие ангелы-демоны получают неограниченную возможность успешно управлять «духовно слепыми» грешниками, бездумно идущими к собственной погибели.
Последние, «высшие» ступени оккультных и магических учений, исповедуют ничем не прикрытый сознательный сатанизм, скрывая свою подлинную сущность от «непосвященных» для того, чтобы не испугать большинство людей. Впрочем, это уже давно не является тайной. Добровольное отрицание Бога, Который «лишает людей подлинной свободы» грешить и творить зло и, как следствие, добровольное поклонение и служение силам зла, в современном мире повсеместно выходит из тени, решительно заявляя права на открытое признание.
Нет никакой разницы в том, считает человек бытие Бога выдумкой или отрицает Творца как Личность, отрекается от Бога во имя служения силам зла или творит их волю, являясь «церковным» фарисеем. Такие люди одинаково отвергают Божественные законы, принимая сторону темных сил.
Все учения «человекобожия» ловко используют самомнение гордого и самолюбивого земного человека, скрывая от нас правильные пути духовного развития и направляя заблудших в «духовные» тупики. Все они повторяют собой «старое как мир» атеистическое и оккультное отрицание всеблагой и спасительной воли Единого Бога Творца. Только теперь оно подается в новой, приукрашенной оболочке, слегка «модернизированной» демоническими силами для духовной погибели современного человечества.
Знаменательно, что наиболее непримиримо учения «человекобожия» отрицают знание и опыт традиционного Христианства. В этом нет ничего странного, потому что именно Православие показывает миру прямой путь реального очищения человека от власти греха и зла, путь благодатного преображения с помощью творчества праведной жизни и самоотверженной любви по отношению к Богу и людям.
С подачи темных сил Православие представляется грешному человеку «унизительным и примитивным учением», ведь оно бескомпромиссно признает греховную неполноценность земного человечества, требуя от нас искреннего очищения от телесных и душевных страстей через смиренное покаяние и исправление содеянного зла. Однако другого пути к познанию абсолютной Божественной Истины просто не существует.
Любой вариант «человекобожия» совершенно неприемлем для православного христианина, призванного деятельно и непримиримо бороться с ересями, главенствующими в современном мире. Причем бороться не столько обличением чужих грехов и словесной проповедью истинной веры, сколько собственным примером практического исповедания учения Господа Иисуса Христа, примером праведной христианской жизни, примером творчества бескорыстного добра и самоотверженной любви.
*** 7 ***
Духовный опыт Христианской Церкви изначально ясно говорит о том, что третье тысячелетие от Рождества Христова станет временем завершения земной истории. Духовная борьба последних времен очень похожа на духовную брань первых веков Христианства, когда темные силы яростно противодействовали выполнению миссии Спасителя мира Господа Иисуса Христа, пытаясь полностью уничтожить учение истинной веры. Сейчас на земле творится такой же разгул зла, так же торжествуют ложные, еретические учения, заводящие человечество в духовные тупики. Несмотря на двухтысячелетнюю историю Нового Завета, человечество остро нуждается в познании изначального Христианства-Православия, «успешно» забываемого безбожным миром.
Когда разговор заходит о различных «духовных учениях», имеющих весьма далекое отношение к традиционным мировым религиям, многие люди соглашаются с критикой сект и ересей. Но при этом они нередко задают характерный вопрос: «а чем собственно Восточное Христианство-Православие лучше других инославных христианских исповеданий или других нехристианских религий?».
На данный вопрос невозможно ответить односложно, и тем более человеку, почти ничего не знающему о Православии. Неподготовленному человеку все религии кажутся одинаковыми по своему обрядовому выражению, а догматические учения вообще представляют для него «темный лес».
То, что Восточное Христианство-Православие являет собой вершину и полноту Божественного откровения, становится предельно ясно при ознакомлении с вероучением Западного Христианства-Католичества, учениями различных течений протестантизма, при сравнении Восточного Христианства с нехристианскими религиями. Для разрешения данной проблемы необходимо тщательное, непредубежденное изучение духовно-религиозной метаистории человечества. Причем требуется не только знание «теории» религиозных учений, но что особенно важно практики осуществления Божественных законов, практического понимания и исполнения воли Божией. И тогда человеку действительно становится понятным «что есть Истина».
Неправославные вероисповедания, так или иначе, несут в себе неполную, частичную духовную истину, вмещая немало искажений религиозного знания вплоть до прямого демонического влияния, противоположного богооткровенному знанию светлой духовной направленности. Выбор неполноценного знания и поиск совершенства в других религиях просто не имеет смысла, если есть возможность обрести Божественную полноту в исконно русском Православии.
Большинство людей, выбирающих себе религию «по личному вкусу», «помудрее и подревнее», обычно остаются беспочвенными искателями и мечтателями, не могущими сделать ничего практически полезного. Человек, несерьезно относящийся к духовным исканиям и опыту своих предков (данное правило касается не только христиан и не только христианской веры), вряд ли найдет дорогу к познанию Истины. Заметим, что данная закономерность не относится к древнему славянскому язычеству, которое несравнимо проигрывает православной вере и, несмотря на все старания современных «язычников», не является полноценной религией. Духовно-исторический путь любого народа вовсе не случаен, и если славяне выбрали Православие, над этим стоит серьезно задуматься.
*** 8 ***
Несмотря на бурные последствия безбожного ХХ века, Россия сохранила и успешно возрождает традиционное, изначальное Восточное Христианство-Православие. Несомненно, что приходя в Православную Церковь, человек становится на прямой путь духовного спасения и развития, обеспеченный догматическим знанием и двухтысячелетним духовным опытом истинной веры. Однако для многих русских людей духовные поиски начинаются и тут же быстро заканчиваются принятием Православия в его наиболее простом, если не сказать примитивном «обрядовом» варианте.
Для настоящего христианина, исполняющего Божественные заповеди на практике, недостаточно обрядового благочестия и знания догматического учения. Творчество истинной веры означает полноценное воплощение воли Божией, ведущее верующего к личному благодатному богообщению и богопознанию. Православие не существует вне духовной практики исполнения заповедей Сына Божия Господа Иисуса Христа.
Следуя совету Евангелия, православный христианин призван гармонично сочетать «новую и старую» духовную мудрость. С одной стороны необходимо всесторонне использовать предыдущий опыт Православия в его традиционном догматическом, каноническом и обрядовом выражении, потому что духовные законы неизменны, а путь человека к Богу во все времена одинаков.
С другой стороны мы обязаны помнить о том, что Христианство есть религия свободного и сознательного творения воли Божией. Благодатное развитие христианина в духе святости и любви не имеет границ и не должно останавливаться ни на мгновение. Остановки на пути духовного творчества обязательно оборачиваются «застоем» и последующим за ним падением.
*** 9 ***
Главная опасность, в смысле искажения христианского учения, таится в греховной природе человека. Христианин не имеет права забывать о грозных предупреждениях Спасителя насчет «церковного» фарисейства. Данные обличения в первую очередь касаются православных верующих, обязанных бескомпромиссно исповедать и проповедать Православие личным примером христианской жизни.
Фарисейское лжеверие «традиционно» начинается с утверждения абсолютного значения обрядового закона и заканчивается превращением Православия в некую «государственно-националистическую идеологию». Повторяя ошибки израильского народа, многие православные верующие до сих пор не понимают, что именно формальное, обрядовое «православие», незаметно переставшее быть Христианством и превратившееся для большинства русских людей в бездуховный набор «традиций, обрядов и национальных идей», в совокупность «нравственных, культурных и исторических ценностей», и привело Россию к революции 1917 года.
Принятие православной Россией учений коммунизма и социализма, и как следствие массовое отречение русского народа от Бога, нельзя объяснить ничем иным, кроме как непониманием и потерей православными людьми смысла истинного Христианства.
Немногочисленные первые христиане коренным образом изменили мир с помощью Православия — учения о правильном прославлении Единого Бога через исполнение Его святой и всеблагой воли. Современные православные христиане призваны творить волю Божию подобным же образом, сознательно исповедуя учение Сына Божия Господа Иисуса Христа всей своей жизнью.
Духовное возрождение и обновление Православной Церкви, успешная проповедь Христианства в современном мире, невозможны без благодатного укрепления Святого Духа. Но Божественная сила и знание сходят лишь на того, кто искренне стремится к благодатному возрастанию в духе сознательной святости и самоотверженной любви. Изменить соотношение духовных сил в пользу Православия в самой России и во всем мире, мы можем только с помощью реального исполнения заповедей Христа.
*** 10 ***
За тысячу лет Русская Православная Церковь перенесла множество испытаний, утвердив Христианство на русской земле и среди славянских народов. Естественно, что этот процесс не обошелся без ошибок, свойственных грешному земному человеку. Как и во все времена, основные искажения русского Христианства-Православия происходят от духовной болезни «церковного» фарисейства. Тем не менее, Русская Православная Церковь создала, сохранила и преумножила веру и святость русского народа, ведь фарисеи фактически находятся вне Тела Церкви Христовой, состоящей из подлинных последователей Христа.
Продолжая подвиг апостольского служения в подвижниках и праведниках Святой Руси, русский народ несет человечеству подлинное, изначальное Христианство, основанное на мудрой простоте и ясности евангельского учения. Любые утверждения насчет того, что Русская Православная Церковь потеряла чистоту и силу первоначального Христианства, исходят либо от еретиков, которые рады выдавать желаемое за действительное, либо от ленивых людей, просто не желающих принимать Православие, требующее реального и тяжелого духовного труда.
Если русский человек действительно хочет познать богооткровенную Истину о смысле и цель человеческого бытия, он в любом случае предельно серьезно отнесется к учению и жизни Русской Православной Церкви. Для настоящего русского человека и патриота, Православная Церковь является Церковью его народа и его Родины. Но главное заключается в том, что Православие несет миру традиционное евангельское Христианство, вне которого искать полноту Истины бессмысленно.
Познание Православия на богословском и догматическом уровне, принятие Таинства Крещения и посещение храмовых богослужений, исполнение обрядов и участие в Таинствах, знаменует собой только начало исповедания христианского учения. Если человек искренне стремится к обретению истинной веры, Господь обязательно пошлет ему на помощь православных верующих, показывающих путь к Богу собственной благочестивой жизнью.
Учение Христа реализуется через личное благодатное вхождение верующего человека в жизнь Православной Церкви, через личное исполнение заповедей Сына Божия. Это единственная возможность стать сознательным членом Церкви Христовой, который реально обретает силу и знание Святого Духа, восходя по ступеням благодатного богообщения и богопознания. Сколько бы человек не уповал на самостоятельное изучение Библии и не искал «чистое» религиозное знание и «чистую» церковную организацию, ничто иное, кроме церковного творчества праведной жизни и самоотверженной любви, не может привести нас к полноценному духовному просветлению.
*** 11 ***
В настоящее время в России издается много христианской литературы, отражающей опыт традиционного Православия. До революции 1917 года православная вера, несмотря на ошибки и грехи православных верующих, была естественной, понятной и родной религией русского народа. Духовные бури ХХ века буквально перевернули христианские основы России. Наше время отмечено массовым духовным невежеством, если не сказать духовным одичанием общества и всеобщим отступлением русских людей от Церкви Христовой.
Не удивительно, что в силу духовной неграмотности, люди нередко жалуются на трудность понимания православного Предания. Впрочем, сложность основополагающих творений Отцов Церкви, таких как «Добротолюбие», «Лествица», книги праведного отца Иоанна Кронштадского, святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, представляет временное, вполне преодолимое препятствие, и зависит в основном от искренности наших усилий в деле познания и исполнения воли Божией. Тем более что в соответствии с духовной необходимостью, в России появляется все больше современных православных книг, таких как «Старец Силуан» и «Отец Арсений», труды преподобного Паисия Святогорца, святителей Антония Сурожского и Николая Сербского, которые передают опыт практического Христианства в изложении проповедников и богословов нашего времени.
Выражение учения Православной Церкви в более понятном для современного человека виде, вовсе не является нарушением церковных традиций и канонов, несущим иное — еретическое и отличное от традиционного Православия знание. Современность ставит православного человека в условия, весьма отличные от прежних времен, предлагая новые вопросы и ранее неизвестные проблемы. Однако «крайние ревнители» традиционного Православия нередко полностью отрицают полезность современного православного творчества. Несомненно, что Отцы Церкви давно открыли миру знание, необходимое для полноценного спасения и развития человеческой души. Однако каждая новая историческая эпоха заметно отличается от предыдущей.
Заметим, что современный православный опыт, исходящий от нормальных верующих, вовсе не отвергает значимость и первичную важность церковного Предания. Если современное православное творчество выявляет чисто человеческие ошибки и искажения, ранее внесенные в церковный опыт, это наоборот необходимо приветствовать. Когда ветхозаветные ревнители обрядового закона предъявляли Господу Иисусу Христу обвинения в нарушении буквальной «чистоты веры», Он решительно опровергал их нелепость. Сын Божий пришел не нарушить богоданное откровение Ветхого Завета, но исполнить его в большей духовной полноте через творчество сознательной святости и самоотверженной и любви. Подобным образом поступают и настоящие православные христиане, открывающие миру спасительное учение Господа Иисуса Христа, пережитое и воплощенное ими на личном опыте.
*** 12 ***
Задачей нашей книги, которую будет правильнее всего назвать «Православие «последних времен», является ясное и доступное изложение учения традиционного Восточного Христианства-Православия. Заметим, что именно православное учение создано Господом Иисусом Христом и передано миру Его учениками-апостолами.
В полном объеме книга состоит их двух взаимосвязанных частей, первая из которых «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» включает в себя две отдельные книги.
Первая книга первой части — «Благая Весть», задумана как систематизированное истолкование Евангелия. Мы специально начинаем изложение православного учения с объяснения евангельской проповеди Господа Иисуса Христа, так как различные сектанты и еретики постоянно обвиняют православных «в искажении» правильного понимания христианского Священного Писания — Библии.
Выражение опыта Православной Церкви в виде догматов, канонов, обрядов и православной святоотеческой литературы, вовсе не значит, что православные христиане неправильно понимают и объясняют евангельское откровение. В первую очередь именно представители различных инославных исповеданий (если судить, хотя бы, по их количеству), весьма свободно толкуют Ветхий и Новый Завет. Причем каждое такое учение претендует на абсолютную правоту.
Православное учение Нового Завета соответствует учению Сына Божия Господа Иисуса Христа, ведь Православная Церковь возникла еще при жизни Спасителя. После Воскресения Сына Божия апостолы и первые христиане активно развивали православное учение, воспринимая лучший опыт Ветхого Завета — откровение Единого Творца Вселенной, обновленное благодатным действием Воплощенного Бога-Сына и сошествием Святого Духа.
Неправильное толкование Библии, и как следствие искаженное понимание христианского учения, чаще всего признает или один ветхозаветный или один новозаветный опыт. При образовании ересей главную роль обычно играет «духовный анархизм», основанный на мнении о «вредности религиозных традиций», которые якобы «отрицают право каждого верующего самостоятельно создавать новое учение на основе личного осмысления Библии».
На самом деле индивидуальное христианское православное творчество благодатного богопознания никогда не стоит на месте. Настоящие православные верующие стараются избегать как ошибок «окаменевшего» догматизма, так и искажений религиозного «анархизма», полноценно сочетая ветхозаветный опыт с развивающимся духовным откровением Нового Завета.
Догматическое учение Православной Церкви гармонично соединяет Священное Писание и Священное Предание. Богословское учение Церкви, как Ветхого, так и Нового Завета, никогда не строилось на основе одного лишь Священного Писания, активно используя соборный опыт верующих, выраженный в Священном Предании, то есть в самой жизни Церкви.
Задолго до пришествия Христа верующие познавали и развивали религиозное знание, рожденное богооткровенным творчеством израильских пророков начиная с Авраама и Моисея, и продолженное духовным бытием всего еврейского народа. Да и сама Библия создавалась в течение тысячи лет, являя собой динамичное развитие богооткровенного знания, для пояснения которого всегда существовало догматическое и каноническое учение Церкви. Неудивительно, что православное богословие естественным образом строится на основе Священного Писания — Библии и Священного Предания, объемлющего все грани «живого» духовного творчества Православной Церкви.
*** 13 ***
Необходимо специально отметить, что богословское учение традиционного Христианства-Православия не предназначено для удовлетворения праздного любопытства и развития человеческой гордости. Данное знание призвано служить духовному спасению человечества, осуществляя главную цель Божественного Промысла в отношении планеты Земля. Истинное знание о мире, Боге и человеке учит нас неискаженно понимать и правильно, спасительно творить волю Божию на практике христианской жизни.
Центральное место в православном богословии занимает осознание веры, как пути человека к познанию Бога. Истинная вера никогда не ограничивается логическим знанием о Боге, эффективно направляя нас к личному богообщению и спасению души. Православное знание учит нас достижению благодатного богопознания, способствуя обретению Божественной энергии Святого Духа через практическое исполнение заповедей Христа, через правильное понимание образа христианской веры и Христианской Церкви.
Естественно, что в первую очередь христианин обязан позаботиться о спасении собственной души и личном познании Бога, ведь только тогда он сможет помочь в этом другим людям. Это же правило касается области миссионерства и межрелигиозных отношений.
Нормально разбираться в отличиях и ошибках других религий человек способен лишь после прочного укоренения в Православии. Только так можно правильно соотнести сущность Христианства с мерой присутствия в других религиях истины и духовной лжи. Заметим, что христианин не имеет права увлекаться тем, как и за что Господь будет судить инославных и иноверующих. Для нас вполне достаточно познания высшей спасительной Истины Православия, которую мы призваны утверждать реальными делами христианской жизни.
Впрочем, каждый современный православный верующий должен иметь хотя бы краткое представление об основных мировых религиях и духовно-религиозных течения современности, наиболее распространенных ересях и сектах, о сущности науки, философии и искусства в отношении к религиозному знанию. Также сравнительное богословие современного состояния традиционных мировых религий, будет неполным без рассмотрения таких явлений как экуменизм и обновленчество.
В заключении необходимо рассмотреть вопрос эсхатологии, ведь уже сейчас в мире ясно проявляются тенденции противоборства двух мировых «религий итога». Одна из них является поистине вселенской религией Христианства-Православия, а быстро превращается в грядущую всемирную демоническую антирелигию «человекобожия», подготавливающую пришествие антихриста.
*** 14 ***
Книга вторая первой части — «Первохристианская Церковь», построена как объяснение следующих за Евангелием книг Нового Завета — книги «Деяний апостолов» и апостольских посланий. В связи с быстрым ростом Церкви и проповедью Евангелия среди евреев и язычников, апостолы Христа были вынуждены объяснять евангельское учение на примере собственного опыта. В итоге труды апостолов формировали догматическое учение Православной Церкви.
Человеку, который впервые встречается с христианским знанием, крайне трудно понять евангельское учение в «чистом» виде по причине его Божественной силы и премудрости. Когда апостолы обращались к верующим евреям, принявшим Христианство, это были люди, укорененные в богоданном знании Ветхого Завета, которое весьма способствовало пониманию христианского откровения. Но были и новообращенные язычники, видевшие в Христианстве совершенно новое, ранее неизвестное и непонятное учение. Апостолы объясняли Евангелие тем и другим одновременно. В этом отношении осознание евангельского учения через труды апостолов, полезно и необходимо всем, кто сейчас приходит к Православию, независимо от того, был ли человек ранее знаком с Христианством и другими религиями или впервые прикоснулся к религиозному знанию. Несмотря на обилие всевозможных «духовных учений», мы по сути дела живем в безбожном обществе, потерявшем познание смысла и цели изначального Христианства. Поэтому книга продолжает тему практической христианской жизни, совмещая традиционное святоотеческое учение с опытом жизни современного христианина.
Не стоит доказывать тот явный факт, что колыбелью Христианства был Восток. Именно Восточное Христианство-Православие наиболее точно передает учение традиционного апостольского Христианства. Поэтому мы будем говорить только об опыте Православной Церкви, которую в первую очередь и с полным основанием можно и нужно называть Вселенской Христианской Церковью.
Во все времена православные христиане понимали необходимость борьбы с ересями, искажающими догматическое учение Православия и вытекающую из него практику христианской жизни. Одновременно в Церкви рождалось понимание бессмысленности чисто логических споров о том, чья вера правильнее. Обладание истинным догматическим учением является основой христианской веры и Церкви, но доказать высшую Истину Православия можно только через безукоризненное исполнение заповедей Христа.
Само по себе самое «чистое» богословское знание мало что значит, если оно лежит мертвым грузом, не подтвержденное делами верующих. Только практическое исполнение воли Божией низводит на христиан и Христианскую Церковь благодать Святого Духа, которая дает верующим силу и знание для подвига христианской жизни, для проповеди истинной православной веры, для правильных отношений с неправославными христианскими конфессиями и нехристианскими религиями.
Когда православные верующие увлекаются, слишком «заостряя» внимание на критике инославных исповеданий и нехристианских религий, обличение чужих ошибок быстро превращается в примитивное осуждение при полном забвении собственных грехов и недостатков. Подобная борьба с ересями почти не приносит духовной пользы, опасно отвлекая православных от реального служения Богу и людям. Главное внимание православный верующий обязан обращать на практическое исповедание-исполнение заповедей Христа в личной праведной жизни, которая является важнейшей частью жизни всей Православной Церкви.
В настоящее время на сайте опубликованы первая книга «Благая Весть» и часть второй книги «Первохристианская Церковь».
*** 15 ***
Вторая часть книги «Православие «последних времен» — «Се творю все новое», в данное время представлена одной книгой «Мировые религии, духовно-религиозные течения современности и будущее нашего мира». Книга посвящена истории Вселенского Христианства, неразрывно связанной с общей религиозной историей мира и духовно-историческим путем России и Русской Православной Церкви. Также книга рассматривает традиционные мировые религии и различные религиозные учения, сущность науки, философии и искусства в их отношении к религии, новейшую историю России, современное состояние русского Православия и нашего мира, заключительные времена земной истории — завершение Нового Завета и времена Апокалипсиса.
Законы духовного развития отдельного христианина и Церкви в целом, нельзя рассматривать в отвлеченном виде, не связывая их с историей человечества. Спасительное действие Божественного Промысла невозможно понять без выявления связи Христианства с реальным бытием мира. Историю Христианской Церкви и христианское осмысление прошлой, современной и будущей истории человечества, правильнее будет называть духовной историей или метаисторией.
Христианская метаистория призвана освещать не только видимые факты человеческого бытия. Ее целью является создание целостной картины мироздания, объемлющей материальные и духовные миры. Наиболее ярким примером метаисторического познания является Апокалипсис Иоанна Богослова, который показывает нам последние времена мира и открывает первые страницы бытия преображенного человечества.
Естественно, что метаисторическое знание строится на новейшем духовном опыте современного Православия, который Господь посылает православным христианам в преддверии последних времен. Полноценное понимание Божественного Промысла, направляющего материальное и духовное бытие Вселенной, невозможно без осознания реального духовного состояния современного мира.
Странно слышать голословные утверждения о том, что Господь открывался людям лишь в прошедшем времени, что в наше время среди христиан нет праведников и святых, имеющих благодатный опыт личного богообщения и богопознания, отвечающий на насущные запросы современности.
Творец никогда не оставляет человечество без духовного руководства, а значит в мире всегда были и будут апостолы и пророки Христа, миссия которых заключается в несении людям новейшего христианского откровения, раскрывающего учение Сына Божия в более понятном и необходимом для нашего времени виде.
Нередко православные верующие считают, что признание современного духовно-религиозного опыта, дополняющего традиционное учение Церкви, должно неизбежно рождать новые ереси, приводящие христиан к неминуемой погибели. Во избежание данного заблуждения необходимо внимательно читать Старый и Новый Завет, беспристрастно изучая историю Ветхозаветной и Христианской Церкви. Во все времена повторяется одна и та же ошибка, когда верующие пытаются жить прошлым опытом Церкви во имя «личного спокойствия», эгоистично не признавая того, что каждое время требует особого подвига в исполнении заповедей Христа и обязательно приносит что-то новое в познании Бога, мира и человека.
Во все времена сознательное исполнения воли Божией, личная праведная жизнь, несение личного креста и посильное разделение Креста Христова во имя спасения мира, невозможны без живого благодатного богообщения и богопознания, без обретения новейшего духовного опыта. Естественно, что при этом нормальный христианин как огня остерегается «дурной, прелестной» оккультной мистики, и никогда не отрицает опыт традиционного Христианства-Православия, мудро совмещая «старое» и «новое вино» Божественного откровения, одинаково необходимое для развития Христианской Церкви.
*******
Современная православная литература, осмысливающая сущность Христианства, жизненно необходима по той простой причине, что ошибки и искажения современного православного сознания нередко возникают из-за неправильной информации, в результате незнания основополагающих фактов мировой религиозной истории. Повторяя ошибки Ветхого Завета, мы по своей греховности неизбежно привносим в учение Православной Церкви свои несовершенные мнения, подменяя и искажая ясную Истину Божественного откровения неполноценными понятиями человеческого ума. Трудно спорить с тем, что подобные искажения Православия не только существуют, но и требуют немедленного исправления.
Кому-то может показаться, что подобные книги говорят о вещах и понятиях, не принадлежащих к традиционному Христианству-Православию. На самом деле все изложенное в нашей книге не имеет никакого отношения к нехристианскому и тем более оккультному, антихристианскому знанию. Это давно известные евангельские истины, которые люди специально «забывают» для того, чтобы не портить себе настроение и не тревожить совесть. Отрицание развивающейся Истины Православия как раз и объясняет фарисейство тех «православных», кому новейшее понимание христианского учения мешает жить легко и просто, оправдывая свою греховность и духовную лень.
По сути дела наша книга построена как руководство к действию, как пособие по духовной практике Православия. Каждый христианин обязан в достаточной мере постигнуть догматическое учение Церкви, но логическое изучение православного богословия не является главной целью духовного познания.
Главную цель для православного верующего представляет практическое приложение христианского учения, дающее нам благодатную помощь и силу Святого Духа. Именно через практику христианской жизни православный верующий начинает путь к сознательному богообщению и богопознанию, к реальному покаянию и духовному преображению, к искреннему исповеданию заповедей Господа Иисуса Христа всей своей жизнью.
В заключении скажем о том, что человек, хорошо знакомый с православной традицией, будет постоянно встречать в книге известные мысли и идеи других христианских авторов без ссылки на первоисточники. Нам просто не хотелось перегружать и усложнять книгу. Это, так сказать «ненамеренный плагиат», являющийся личным осмыслением традиционного опыта Православия, в котором автор искренне признается во избежание будущих недоразумений.
При написании книги использовались следующие труды Отцов и учителей Православной Церкви. Догматические сочинения: преподобный Иоанна Дамаскин «Точное изложение православной веры»; святитель Филарет Московский «Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви»; Владимир Николаевич Лосский «Догматическое богословие» «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»; протопресвитер Михаил Помазанский «Православное Догматическое Богословие»: епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) «Православный катихизис»; Святитель Лука Войно-Ясенецкий «Дух, душа и тело». Аскетическая и подвижническая литература: сборник «Добротолюбие» или отдельные книги Отцов Церкви — «Лествица или скрижали духовные» преподобного Иоанна Лествичника; преподобный авва Дорофей «Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка»; преподобный Ефрем Сирин «Беседы». Труды современных учителей Церкви — праведного отца Иоанна Кронштадского, святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, преподобного Паисия Святогорца, преподобного Силуана Афонского (а также книга иеромонах Софроний (Сахаров) «Старец Силуан. Жизнь и поучения»), книги святителей Николая Сербского и Антония Сурожского.
Православие в современном мире http://dmitri-andreev-vet.ortox.ru