Молитва

Объяснение молитвы «Отче наш»

С христианскими добродетелями веры и надежды, которые успокаивают сердца человека в Боге, уверяя нас в том, что Творец непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство вечной жизни, напрямую связаны основные средства спасения души — христианская молитва и осуществленное на практике учение о христианских заповедях блаженства.
Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным обращением человека к Всеблагому Творцу. Новозаветная христианская молитва во многом отличается от ветхозаветной. Во-первых, христианин прославляет Бога за Его Божественные совершенства, во-вторых, благодарит Творца за Его благодеяния, в-третьих, просит Господа о своих нуждах.
Существуют три главных рода молитвословий: славословие, благодарение, прошение. Можно молиться без слов — умом и сердцем. Такая молитва имеет особое название. Ее называют духовной, или умной и сердечной, — одним словом, внутренней молитвой. Молитва, произносимая словами и сопровождаемая другими знаками благоговения, называется устной, или наружной. Естественно, что одной наружной молитвы, без внутренней, когда кто-либо произносит слова молитвы без внимания и усердия, явно недостаточно. Такая молитва, весьма распространенная в ветхозаветные времена, бесполезна для человека и не принимается Богом. Недаром в Ветхом Завете Господь проявляет негодование на такую молитву: « Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».
Недостаточно и одной внутренней молитвы, без наружной, как недостаточно человеку одной души без тела. Бог благоволил составить человека из души и тела, и потому мы должны, по словам апостола Павла, прославлять Бога в наших душах и телах. Господь наш Иисус Христос был духовен в высочайшей степени; но и Он Свою духовную молитву являл словами и благоговейным поведением.
Молитва «Отче наш», которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим, является общей христианской молитвой и образцом для всех молитв. Чтобы удобнее рассматривать молитву Господню, ее можно разделить на призывание, семь прошений и славословие. Первое слово молитвы Господней «Отец» учит молиться с любовью и доверием к Богу, второе слово «наш» указывает, что надо молиться за себя и за других, и лучше — сообща.
Слова «Отец наш, Который на небе» — есть указание на духовные миры как на место пребывания Творца, есть понятие о превосходящего все земные понятия Божием совершенстве. Тем не менее мы осмеливаемся называть Бога Отцом по вере в Иисуса Христа и по дару благодатного возрождения, ведь Сам Господь сказал: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» Ин.1 (12-13). В молитве говорится «Отче наш» по христианскому братолюбию, потому что христианин призывает Бога и просит у Него благ не только для себя, но и для всех людей. Слова «Иже еси на Небесех» учат нас, начиная молитву, оставить все земное и тленное, вознеся ум и сердце к Небесному, Вечному и Божественному.

«Отче наш, Иже еси на Небесех!»

Имя Божие несомненно свято и может святиться в людях, являя вечную Святость Творца в сотворенном человеке. Христианин, имея в мыслях и в сердце имя Божие, должен жить так, как требует Святость Творца, прославляя Бога праведной жизнью. И тогда, видя нашу добрую жизнь, и другие люди начинают прославлять Бога: « Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» Мф.5 (16). Так христиане наилучшим образом — словом и делом прославляют Бога и становятся достойными детьми Небесного Отца, восходящими к реальной богочеловеческой святости.

1) «Да святится имя Твое»

Во втором прошении молитвы Господней говорится о благодатном Царствии Божием, которое, по словам апостола Павла «есть правда, и мир, и радость о Духе Святом» Рим.14 (17). Это Царство благодати для большинства верующих еще не пришло во всей силе. Для грешников его совсем не существует, потому что в их духовно мертвом естестве царствует грех, духовно отсекающей человека от благодатной жизни в Боге. Царство Божие приходит к человеку сокровенно, неприметным образом вселяясь в его ум и сердце: « Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» Лк 17 (20-21). Также под именем Царства Божия христианин просит будущего Царства бессмертной славы и совершенного блаженства верующих. В данном прошении звучит мольба о том, чтобы святость Божия просияла всюду, чтобы правда Божия восторжествовала внутри и вне нас и чтобы весь мир стал царством самоотверженной любви.

2) «да приидет Царствие Твое»

Третье прошение «да будет воля Твоя» показывает как человеку следует просить Бога о том, чтобы наша жизнь полностью совершалась по воле Божией. Все, что мы делаем и все, что с нами случается, должно происходить не по нашим греховным и ошибочным желаниям, но по совершенной и спасительной воле Всеблагого Творца. Человек часто погрешает в своих желаниях, а непогрешимый Господь более чем мы сами желает нам всякого блага и всегда готов его даровать, если тому не препятствуют наше своеволие и упрямство. Без помощи Божией мы просто не способны исполнить спасительную волю Творца, и одновременно ее исполнение зависит от нашего желания воплощать Божественные заповеди охотно и радостно, как это делают Ангелы и святые.
Мы просим, чтобы исполнение воли Божией на земли, совершалось в идеальном варианте так, как оно совершается в духовном мире, потому что на Небесах святые Ангелы и блаженные души людей всегда и во всем исполняют волю Божию. Естественно, что во всей полноте Царство Божие откроется в будущем веке, по всеобщем воскресении из мертвых, и доступ в него будет открыт лишь тем, кто сознательно признает и исполняет Божественные законы.

3) «да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли»

Хлеб насущный означает все, что требуется земному человеку для духовного и материального существования, для поддержания духовной и физической жизни. В отношении материального обеспечения, согласно наставлениям Господа Иисуса Христа, надо просить не более как насущного хлеба, то есть необходимого пропитания, одежды и жилья. Все, что не является жизненным минимумом, а служит для удовольствия, должно подаваться нам по воле Божией. Если Господь дает человеку что-то сверх обычных благ — христианин благодарит Бога; если не будет дано — не заботится об этом.
Но даже «насущный хлеб» необходимо просить только на нынешний день. Тем самым человек перестает чрезмерно заботиться о будущем, надеясь на свои силы, а смиренно надеется на всеблагую и спасительную помощь Божию, не дающую нам впасть в погибельную греховную суету: « Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Мф 6 (31-34).
Понятие «насущный хлеб» означает также духовные блага, необходимые нашей душе. Человек состоит из телесного и душевного существа, причем, существо души значительно важнее тела. Духовный хлеб, без которого внутренний душевный человек умирает от голода — это Слово Божие: « Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф 4 (4); а также благодатное Причастие Тела и Крови Христовых: « Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» Ин 6 (53-55).
«Хлеб наш насущный» это, прежде всего, хлеб духовный и евхаристический пречистого Тела Господня, о котором Он Сам сказал: «ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин.6:58). Хлеб насущный — это также Слово Божие, про которое сказано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк.4:4). И в последнюю очередь под «хлебом насущным» надо понимать все потребное для нашей земной жизни. Бог, конечно, знает наши нужды, но молитва о них необходима для нашей пользы: она укрепляет веру и ограничивает наши желания; а молитва о нуждах других людей возвышает нас к творчеству бескорыстного добра.

4) «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Под словами «долги наши» следует понимать наши грехи. Грехи называются долгами, потому что мы все свои способности и земные блага получаем от Бога даром и все должны отдать нашему Создателю, подчиняясь Его Благой воле и исполняя Его спасительные законы. В противном случае человек остается должником перед Божественным правосудием. Наши должники — это люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по Закону Божию, как, например, проявили не любовь, а вражду. В прошении о прощении грехов выражается настоящая «нищета духовная», без которой нет ни исправления, ни духовного роста. Через прощение Богом наших грехов человек освобождается от их власти над нашим естеством. Но только при одном условии — мы сами должны прощать чужие грехи. Милосердное Божественное правосудие дает нам возможность надеяться на прощение наших грехов-долгов через ходатайство Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Но если мы просим у Бога прощения наших грехов то сами должны прощать окружающих, а иначе и мы не получим прощения от Бога: « Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» Мф 6 (14-15). Бог не прощает нас, если мы не прощаем других людей, потому что таким образом мы проявляем зло, удаляя от себя благость и милосердие Творца.
Слова «и мы оставляем должником нашим» требуют непременно, чтобы молящийся не имел никакой вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» Мф 5 (23-24). Если невозможно найти человека, который имеет что-то против нас или если он окажется нерасположенным к примирению, то в таком случае достаточно примириться с ним в сердце, перед очами Всевидящего Бога.

5) «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником наши»

Бог никогда не творит зло и не может быть его причиной. Но Он попускает падшим ангелам искушать нас для укрепления нашей доброй воли в борьбе за благо. Апостол Иаков пишет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» Иак.1(12-14).
Под наименованием «искушение» следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором возникает близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Подобные неодолимые искушения приходят от нашей греховной плоти, от окружающего мира и соблазняющих нас грешников, а также от падших ангелов. Словами молитвы «не введи нас во искушение» мы просим о том, чтобы Бог не допустил нас до погибельного искушения, особенно смертными грехами. Если же нам все таки необходимо быть испытанными и очищенными посредством искушения, мы просим чтобы по воле Божией искушение не завладело человеком совершенно, ввергая человека в необратимое падение.
Искушение побуждая нас к духовной борьбе и усиленной молитве, и Бог внимает такой молитве. Господь Иисус Христос, по словам Апостола, «быв искушен, может и искушаемым помочь» Евр.2 (18). Кроме того, Бог знает меру наших сил и не попускает никому искушаться свыше его возможностей. Апостол Павел пишет: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым и сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» 1Кор.10 (13). Словом «искушение» в Священном Писании и в духовной литературе обозначается не только греховный соблазн, но также испытание страданием. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» Деян.14 (22).

6) «и не введи нас во искушение»

Словами молитвы «избави нас от лукавого», мы просим Господа об избавления от всякого зла, какое может постичь человека в нашем мире, лежащем во зле со времени первого грехопадения, особенно же от лукавых внушений и наветов духа злобы — дьявола. В последнем прошении мы отрицаемся от всякого зла и, тем самым, от его носителя — сатаны, и обещаем, молясь о помощи Всевышнего, бороться за добро, как истинные воины Божьего воинства.

7) «но избави нас от лукавого»

К Молитве Господней присоединено славословие для того, чтобы мы, прося у Отца Небесного духовных и земных милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание. Таким образом, мы с помощью мыслей о Его Вечном Царстве, силе и славе все более и более утверждаемся в надежде, что Бог дарует нам просимое, потому что это всегда в Его власти. Слово «аминь» означает «истинно» или «да будет». Данное слово присоединяется к славословию, показывая, что молитва должна приноситься с верой и без сомнения. Заключительное славословие «Ибо Твое есть царство и сила и слава» свидетельствует о нашей вере в Бога Троичного в Лицах и в Его несомненное торжество над всяким злом.

«Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь»

Молитва «Отче наш», которую дал людям Спаситель мира — Сын Божий и Богочеловек Господь Иисус Христос, является образцом идеальной молитвы. Греховное себялюбие заставляет верующих составлять свои молитвы в основном из корыстных прошений. Лишь немногие верующие бескорыстно благодарят Бога за Его помощь и всепрощение. Несмотря на обретение веры, грешный земной человек с трудом понимает, что благодатная сила молитвы христианских праведников обусловлена их самоотверженностью, когда человек от чистого сердца восхваляет Бога за Его милосердную Любовь, принося прошения не столько за себя, сколько за окружающих людей.
Молитва «Отче наш» учит верующего обращаться к Богу в правильном порядке, когда человек сначала восхваляет Всеблагого Творца, направляющего все действия Божественного Промысла на спасение нашего мира. Проявив искреннюю благодарность и любовь к Богу, сознательный христианин далее молится о спасении мира и окружающих людей. Молитва о личной духовной и материальной пользе совершается им в последнюю очередь. При этом христианин заботится в основном о спасении души, придавая «материальным» прошениям минимальное значение.
«Отче наш» наставляет верующего осмысливать молитвенное обращение к Богу с духовной точки зрения. Господь всегда слышит человека, но не всегда и не сразу исполняет его прошения, причем делает это для нашей же пользы. Для быстрого и полноценного получения Божественной помощи не нужно множества многословных молитв, основная ценность которых заключается в количественном отношении. Количество молитвы служит воспитанию молитвенного терпения и трудолюбия, но главное значение играет, пусть небольшой, но обязательный рост молитвенного качества. Упорный и длительный молитвенный труд является одним из необходимых средств аскетического воспитания и общения человека с Богом. Без терпеливой и постоянной молитвы не бывает веры, но молитва сразу теряет силу и смысл, если она движется корыстным интересом и ставит духовные цели на второй план.
Подлинное понимание молитвы дается греховному и самолюбивому земному человеку весьма непросто. Во первых, христианин не имеет права видеть в молитве некое магическое средство для получения материальной помощи и личного спасения души. Иначе верующего грозит быстрая погибель от религиозной гордости и «духовного» тщеславия. Правильное духовное развитие открывает христианину абсолютную полноту Божественной Любви, проявляемой по отношению ко всему земному творению. Созерцая величайшее чудо всепрощающего самопожертвования Бога, обращенного к последним грешникам, христианин понимает, что Творец Вселенной любит самое малое Свое создание, индивидуально заботясь о каждом человеке. Праведный, любящий и добрый христианин просто не может не восхвалять Творца мира, не может не выразить к Нему свою искреннюю любовь:

«Отец наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое»

Благодарное восхваление Божественной Любви учит христианина подражать бескорыстию Творца в отношении человечества. Прошение о личном спасении души и прощении личных грехов, теряет для него первостепенную важность, отходя на второй план. Искренняя любовь к Богу неразрывно связана с самоотверженной любовью к людям. Высшей целью Божественного Промысла является спасение мира от власти греха и зла, установление Царствия Божия на всей земле. Понимая это, христианин сознательно соработает Богу, смиренно принося себя и свою жизнь в жертву любви за спасение человечества. Так христианин реально помогает спасению мира и одновременно наилучшим способом очищает, преображает и спасает свою душу.
Полностью вверяя себя воле Божией и подражая Божественной Любви Спасителя мира Господа Иисуса Христа, христианин получает от Творца неисчерпаемые благодатные дары — богоподобную силу, знание и мудрость, необходимые для исполнения христианских заповедей. Естественно, что спасительное действие благодати касается не только личного спасения верующего. Настоящий христианин сознательно уподобляется Богочеловеку Иисусу Христу и в результате благодатного преображения становиться богочеловеком и сыном Божиим, который добровольно и самоотверженно помогает Господу в спасении человечества.
Христианская молитва призывает благодатную Божественную помощь на все человечество, смиренно соработая Богу в ожидании установления на нашей планете царства справедливости, добра и любви. Молитва любви забывает о личных проблемах и первым делом хочет, чтобы все люди познали Любовь Творца и научились творить спасительную волю Божию не только для личного блага, но обязательно ради всецелого преображения нашего мира:

«Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя, и на земле, как на небе».

Только после прошения о спасении и преображении нашего мира и человечества, христианин имеет право обращаться к Богу с вопросом о решении собственных земных проблем. Никто не спорит с тем, что человек нуждается в физическом питании и различных материальных благах, обеспечивающих телесную жизнь. Но молитвенному прошению о них должна отводиться самая скромная роль.
Умаление роли земных благ до минимального поддержания физического существования, вовсе не значит, что верующий обязан жить в предельной нищете. Данным образом Господь показывает нам сравнительную ценность земного и небесного, ничтожность материального по сравнению с абсолютной ценностью духовного творчества воли Божией. Христианин, молящийся о спасении мира, участвует в Божественном творчестве, которое равняет человека с Богом, преображая слабое, земное и материальное существо в богочеловека и сына Божия.
Молитва о познании духовного смысла человеческого бытия, должного служить целям Божественного Промысла, является центром христианской молитвы и потому ей отводится главная роль. Прошение о материальных благах, касающееся простейших потребностей человека, должно включать лишь минимальные требования о необходимом на небольшой отрезок времени, на очередной день. Любой человек имеет полное право на богосотворенные земные блага и радости. Просто забота о «земном» проявляется у верующего в разумных пределах, не принимая всецелого, всепоглощающего характера как у неверующего человека, который пытается «создать и подчинить свою судьбу», безмерно гордится «собственными» силами и бессмысленно собирает земные блага, полностью теряющие ценность в момент смерти.
Понимая вечную ценность духовно-религиозной жизни, верующий просит в молитве о минимальных материальных благах на настоящий день. Данное прошение вовсе не значит, что верующий лениво ждет помощи свыше, надеясь на Бога и отказываясь работать самостоятельно. Сознательный христианин всегда трудолюбив и честно трудится для собственного материального обеспечения, не забывая о посильной помощи окружающим. Но одновременно он понимает, что жизнь отдельного человека и всего человечества всецело находятся в руках Творца.
Люди самоуверенно воображают, что земное благополучие создается их «собственными» усилиями, но на самом деле мы ничего не можем без Божественной помощи. Никто не знает, что может случиться с каждым человеком, всем человечеством и нашей планетой без спасительной заботы Божественного Промысла, который изначально, с момента сотворения Земли и земной жизни, дает нам все необходимое для духовного и материального бытия. Умеренность в отношении материальных благ, смиренномудрое отношение к их созданию, получению и применению, совершенно оправданы еще и тем, что только так человек может реализовать духовные цели бытия, осуществив по воле Божией всеобщее социальное равенство, когда не будет бедных и голодных, и все люди действительно станут братьями:

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день»

Земной человек духовно слаб, искажен первородным грехом и потому его постоянно тянет грешить и творить зло. Личные грехи губят душу самого человека, причиняют невыразимую боль Всеблагому Творцу, приносят людям и миру неисчислимые, нескончаемые страдания. Данное положение вещей в нашем несовершенном мире совершенно неприемлемо и непереносимо для сознательного христианина. Борьба со злом и разделение творчества Божественной Любви по спасению мира, начинаются с заботы о личном спасении, с личного очищения от власти греха и зла. Высокие слова о любви к Богу и людям бессмысленны без личного покаяния, очищения и благодатного преображения человека. Только личная праведная жизнь дает нам возможность обрести благодать Святого Духа, необходимую для собственного покаяния и спасения окружающих людей.
Отсутствие подлинной праведности, забвение практического очищения от власти телесных и душевных грехов, превращает жизнь верующего в легкомысленное, крайне опасное «убийство» драгоценного земного времени, должного служить исполнению спасительной воли Божией. Грешный «верующий» очень скоро перестает быть христианином, и начинает творить зло, заражаясь фарисейским лжеверием. По своей слабости большинство верующих до конца земной жизни, так или иначе, совершают греховные ошибки. Мало кто может быстро стать на путь истинной веры, не оглядываясь назад. Тем не менее, все христиане призваны безостановочно трудится над собой, реально изгоняя грех и зло из собственного естества, бескорыстно творя добрые дела, проявляя самоотверженную любовь к Богу и людям. И тогда искреннее стремление к праведности продвигает человека по пути духовного преображения, благодатно обожая и приближая его к Богу.
Духовные отношения христианина с Богом строятся на основе самоотверженной любви. Со своей стороны Господь бескорыстно прощает человеку зло, неограниченно подавая нам благодать для прощения и преодоления грехов, для очищения-преображения души и тела. Господь спасает человека всеми возможными способами, заботясь о нас лучше нас самих. Одновременно Божественная Любовь предельно серьезно предупреждает христианина о личной ответственности, о предельно сознательном отношении к своим делам, словам и мыслям.
Мы часто не «замечаем» зла, которое творим другим людям, но зато буквально требуем от Бога полного и безоговорочного прощения наших грехов. Господь абсолютно любит каждого человека. Творец прощает все наши ошибки и грехи, даруя вечную жизнь и праведникам и грешникам. Единственное условие для достижения спасительной вечности заключается в том, чтобы человек по мере сил подражал Любви Бога к людям, отвергая грешную жизнь во имя жизни праведной. Обрести прощение грехов, приблизится к Богу, общаться с Ним и реально исполнять волю Божию, направленную на спасение человека и мира, может только добрый и любящий праведник, просветленный духом Божественной Святости и Любви.
Христианин неограниченно получает Божественное прощение и благодатную помощь, но для этого ему необходимо бросить грешную и злую жизнь. Пассивное неделание зла есть начало спасительного пути истинной веры. Далее, для полноценного прощения личных грехов, верующий человек обязан просить прощения у вольно или невольно обиженных нами людей, должен со смиренной любовью прощать незаслуженные обиды, должен отвечать искренней любовью тем, кто творит нам зло.
В результате чистосердечного покаяния, когда человек смиренно признает свои ошибки, Господь сразу прощает его грехи. В результате повседневного домашнего покаяния и церковного покаяния в Таинстве исповеди, верующий получает благодатную силу для преодоления страстей. Но не стоит думать, что одновременно мы получаем полную свободу от власти зла и становимся безгрешными. Всестороннее изглаживание грехов и обретение реального бесстрастия, благодатное просветление человека и освобождение его от власти зла, происходит постепенно по мере преображения верующего духом святости и любви, по мере того, как мы добровольно стремимся жить праведно, на практике исполняя заповеди Христа.
Без прощения грехов и укрепления благодатью Святого Духа, верующий никогда не сможет творить спасительную волю Божию. Господь подает нам прощение и помощь в любом случае, даже если мы только начали свой путь к Богу. Для дальнейшего продвижения по пути истинной веры мы должны всю жизнь помнить о том, что подлинное покаяние подразумевает не только признание своих грехов и прошение об их прощении. Господь с абсолютной Любовью прощает нам грехи и зло, и эта Любовь учит нас продолжать творчество покаяния через сознательную праведную жизнь, через активное творчество добра и любви по отношению к людям.
Настоящее покаяние выражается в том, что верующий старается не грешить и не причинять людям зла, бесконечно прощая причиненные ему обиды. Последний высший, богоподобный смысл покаяния требует от христианина не только прощать чужое зло, но обязательно отвечать на него творчеством бескорыстного добра и самоотверженной любви. Именно так верующий получает полноценное прощение личных грехов, всесторонне очищает тело и душу от власти зла, сподобляется благодатного просветления своего естества, соединяется с Богом в Духе и становится настоящим христианином:

«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»

Исполнение воли Божией, неминуемо приводит христианина на путь сознательной духовной брани с силами зла. Человеку по его греховной немощи свойственно оступаться и ошибаться. Восхождение свободного богопознания таит в себе опасность попадания в ловушки темных сил, но Господь ограждает нас от непосильных греховных искушений, указывая прямой и верный путь к благодатному преображению личности.
Для успешного духовного развития недостаточно исполнения одного обрядового закона христианской жизни. Такие общепринятые средства духовного воспитания, как церковные обряды и каноны, молитва и пост, храмовая дисциплина и аскетическая борьба со страстями, послушание наставникам Церкви и исповедание ее догматического учения, жизненно необходимы каждому верующему. Однако выше всего стоит обретение духа смиренной, самоотверженной любви, без которой верующий не сможет воспринять благодать Святого Духа, а без благодати человек бессилен творить волю Божию.
Главное искушение религиозной жизни состоит в губительной приманке гордости. Если верующий человек начинает надеяться только на свои силы, нападения падших ангелов становятся для него непосильным искушением. Соблазн гордости есть самое лукавое, то есть самое хитрое и обманчивое испытание веры человека. Поэтому христианин смиренно признает в молитве свою греховность, беспощадно изгоняя самолюбие и гордость. Только молитва, в которой смиренный человек полностью доверяется Богу, дает нам благодатные силы, необходимые для духовного подвига христианской жизни.
Смиренная молитва приносит четкое понимание того факта, что избежать ненужных, глупых ошибок в отношении телесных и душевных грехов, можно только с Божией помощью. Силы человека ничтожны по сравнению с силами духовного мира, и потому христианин с любовью вверяется Богу, прося благодатной помощи для праведной и доброй жизни. Правильное духовное развитие невозможно без осознания нашей греховной слабости. Искренняя и смиренная любовь к Богу, создает для нас благодатную защиту «высшей степени», не допуская чрезмерные греховные искушения, не давая силам зла нагло нападать на верующего человека.
Главным врагом христианина является религиозная гордость, при малейшем успехе убеждающая нас, что верующий уже достиг вершины духовного развития и стал лучше других людей. Гордость «лучше» всех грехов способствует рождению искаженного, духовно нетрезвого понимания смысла и цели христианской жизни. Самолюбивый человек неминуемо теряет смиренную мудрость и перестает контролировать свое поведение. Незаметно для себя он начинает грешить и творить зло, попадая в сети падших ангелов, которые «лукаво», то есть нагло, хитро и ловко приводят гордого верующего к греховному падению.
Так молитва «Отче наш» начинается и заканчивается осознанием главенства благодатного духа смиренной, самоотверженной любви по отношению к Богу и людям, который является основой и двигателем истинной веры:

«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»

Несмотря на наглое, хорошо заметное торжество мирового зла, христианин понимает кажущийся, временный характер власти темных сил. Сознательный христианин твердо знает, что Божественная Любовь никогда не оставляет человечество без спасительной заботы. Невзирая на падения и ошибки человечества, Всеблагой Промысел Творца все равно приведет наш мир к победе добра над злом. Утверждая абсолютную силу, ценность и победу Духа Божественной Любви, христианин спокойно преодолевает страдания и испытания, торжественно провозглашая высшую Истину о смысле и цели человеческого бытия. Собственной праведной жизнью христианин учит людей тому, как стать настоящим человеком, или вернее богочеловеком, который самоотверженно творит волю Божию, подражая абсолютной Святости и Любви Своего Творца:

«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

Небольшой объем молитвы «Отче наш» вовсе не означает, что верующий имеет право до предела сокращать молитвенное правило в смысле количества и времени молитвы. Молитва представляет собой основу духовного труда, основу благодатного богообщения христианина с Творцом. Любой и каждый верующий не имеет права лениться в молитве. Мы обязаны постоянно совершать общепринятое молитвенное делание дома и в храме вплоть до достижения непрерывной внутренней молитвы. Через молитву присутствие Божие наполняет нашу жизнь, преображая молитвенной благодатью тело и душу, сознание и сердце христианина. Преимущественно через молитву Господь помогает самому молящемуся человеку и посылает благодатную помощь окружающему миру.
Необходимо специально отметить, что молитвой является не только словесное или мысленное обращение к Богу. Молитва есть непосредственное общение человека с Богом в потоке благодати Святого Духа. Фактически к молитве относится любое творение воли Божией, выраженное в церковной деятельности, в религиозном, научном и художественном творчестве, в простой повседневной жизни, в делах добра и любви по отношению к людям и всему земному творению.
Любой вид молитвы может и должен быть сознательным богообщением, через которое Господь открывает верующему подлинный смысл веры, помогая нам на практике осознать, что такое настоящее Христианство-Православие. Всестороннее творение воли Божией и есть полноценная молитва, приводящая христианина к личному общению с Богом, неограниченно подающая нам спасительную энергию-благодать Святого Духа. Божественная энергия несет человеку множество мистических даров, вроде способности чудотворения и управления собственным естеством, но христианин не предает им особого значения. Важнее всего то, что христианская молитва является соединением человека с Богом и всем человечеством в Свете Абсолютной Божественной Святости и Любви.

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
9 Молитесь же так:
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Мф 6 (5-13)

Православие в современном мире http://dmitri-andreev-vet.ortox.ru