Божественные заповеди Ветхого и Нового Завета

Оглавление

Страница 1 Десять ветхозаветных заповедей.
Страница 2 Христианские заповеди Нового Завета.

Ветхозаветные заповеди.

Божественный закон, данный человеку для распознавания добра и зла, добрых и злых дел, можно разделить на Закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и Закон Божий внешний, или заповеди Божии.
Священное Писание говорит о том, что внутренний закон «написан в сердце человека», о чем свидетельствуют наша совесть и мысли, обвиняющие или оправдывающие человека. Однако внутренний закон совести недостаточен для грешного земного человека. Нередко люди не слушаются голоса совести и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушают в себе откровение духовного закона. Поэтому Бог дает людям внешний Закон, напоминающий нам волю Божию посредством Божественных заповедей.
Закон Божий в виде Божественных заповедей явлен Богом человечеству через вождя израильского народа пророка Моисея. Ветхозаветные заповеди даны израильскому народу, но по нему следует поступать всем народам Земли, потому что он в сущности и есть тот Закон, который, по словам Апостола Павла, изначально «написан в сердцах» у всех людей. Неудивительно, что Господь Иисус Христос учит нас поступать соответственно десяти заповедям, повелевая христианам для приобретения Жизни Вечной сохранять и исполнять данные заповеди в более совершенном христианском понимании.
Десять заповедей были написаны на двух каменных досках-скрижалях, и как бы разделены на две части, отображающие два вида любви — любовь к Богу и любовь к ближнему, которые предписывают два рода обязанностей. Об этом также говорит Господь Иисус Христос, различая любовь к Богу и ближнему. По сути дела все люди являются нашими ближними. Все мы создания Единого Бога и произошли от одного человека. Человеку никогда не давалась заповедь о любви к самому себе, потому что человек и так любит сам себя.
В любви к Богу, ближнему и самому себе должен быть следующий порядок. Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно для Него Самого. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним. А любовь к себе и ближним необходимо приносить в жертву любви к Богу.
Хотя весь Закон фактически заключается в двух заповедях о любви к Богу и людям, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить наши обязанности по отношению к Богу и ближнему. Обязанности по отношению к Богу объясняются в первых четырех заповедях. В первой заповеди предписывается познавать и чтить Истинного Бога. Во второй — избегать ложного богопочитания. В третьей — не нарушать богопочитания даже словом. В четвертой — соблюдать порядок во времени и в делах богопочитания.
Обязанности по отношению к ближним объясняются в последних шести заповедях. В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно наших родственников, начиная с родителей. В шестой заповеди — не вредить жизни ближних. В седьмой — не вредить чистоте их нравов. В восьмой — не вредить их собственности. В девятой — не причинять зла ближним словом. В десятой — не желать зла ближним. Что касается обязанностей по отношению к самим себе, то они заключаются в заповеди об обязанностях по отношению к ближним, потому что ближнего следует любить так же, как самого себя.

Первая заповедь: «1 И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Исход глава 20 (1-3).

Словами «Я Господь Бог твой», Творец указывает человеку на Самого Себя, повелевая и разрешая нам познавать Творца мироздания. Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: необходимо учиться богопознанию, как важнейшему из всех знаний; прилежно слушать поучения о Боге и о Его делах в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома; читать или слушать книги, научающие богопознанию: во-первых, Священное Писание, во-вторых, писания святых Отцов Церкви.
Словами «да не будет у тебя других богов» предписывается стремиться к соединению с Единым Истинным Богом в благоговейном почитании всеблагого Творца. Следующие обязанности относятся к внутреннему богопочитанию: веровать в Бога; ходить пред Богом, то есть памятовать о Боге и во всем поступать осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и наши сокровенные помышления; бояться Бога, или вернее благоговеть перед Ним, считать нарушение воли Отца Небесного величайшим для себя несчастьем, и потому стараться искренне творить Его волю; надеяться на Бога; любить Бога; повиноваться Богу и непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, не ропща, когда Его спасительная воля противоречит нашим желаниям; поклоняться Богу как Существу Высочайшему; прославлять Бога как Всесовершенного; благодарить Бога как Творца, Промыслителя и Спасителя; призывать Бога как Всеблагого и Всемогущего Помощника во всяком добром начинании.
Следующие обязанности относятся к внешнему видимому богопочитанию: исповедовать Бога, признавать, что Он наш Творец и Промыслитель, не отказываясь от Него, хотя бы за признание Его надлежало пострадать и умереть; участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учрежденном Православной Церковью.
Чтобы лучше понимать и точнее соблюдать первую заповедь, необходимо знать грехи против нее: безбожие, когда люди, желая избавиться от страха суда Божия, отрицают бытие Творца; многобожие, когда вместо Единого Истинного Бога признают многие мнимые божества; неверие, когда, признавая, что Бог есть, не верят Его Провидению и Откровению; ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной Истине; раскол или своевольное уклонение от единства богопочитания и от Православной Кафолической Церкви; богоотступление, когда отрекаются от истинной веры из страха человеческого или для получения мирских выгод; отчаяние, когда совсем не надеются получить от Бога благодать и спасение; волшебство, когда, оставляя веру в силу Божию, верят тайным и, большей частью, злым силам сотворенного мира, и особенно злым духам, стараясь действовать с их помощью; суеверие, когда верят какой-нибудь обычной вещи, как если бы она имела Божественную силу, и на нее, вместо Бога, надеются или ее боятся; леность по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению; любовь к чему-либо сотворенному более чем к Богу; человекоугодие, когда угождают людям вопреки творению воли Божией; человеконадеяние, когда кто-либо надеется на свои способность и силы или других людей, а не на милость и помощь Творца.
Человекоугодие и человеконадеяние противны первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся, забывая Бога, становится для нас иным богом вместо Единого Истинного Творца. Человек, угождающий людям и надеющийся на них, перестает быть верующим поклонником Творца и неминуемо отступает от Бога.
Чтобы лучше преуспеть в исполнении своих обязанностей по отношению к Богу, человек должен поступиться самолюбивой гордостью, буквально отречься от самого себя во имя любви к Единому Творцу, отказаться от телесных и душевных страстей, от всех мирских пристрастий, препятствующих пути веры, и даже от самой земной жизни. Когда человек отвергает самолюбие, лишая себя естественных и запретных удовольствий, он получает величайшее благодатное, Божественное утешение, которого не могут нарушить никакие страдания.
Первой заповеди, которая предписывает благоговейно почитать Единого Бога, соответствует также правильное почитание Ангелов и святых людей. Через них мы просим и получаем помощь свыше, почитая благодать Божию, обитающую и действующую в истинных служителях Творца.

Вторая заповедь: «4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Б ог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Исход глава 20 (4-6).

Вторая заповедь запрещает поклоняться и служить вместо Бога кумирам или идолам, то есть изображением тварных или сотворенных существ: небесных и земных. Идолами также называются изображения мнимых божеств и ложных богов.
Однако Библия вовсе не запрещает иметь священные изображения. Пророк Моисей, получивший от Бога заповедь, запрещающую кумиры, одновременно получил от Бога повеление поставить в скинии — передвижном храме еврейского народа, золотые священные изображения Херувимов, и притом в той, внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу. Данный пример примечателен для Православной Христианской Церкви, потому что он хорошо объясняет правильность употребления в Православной Церкви святых икон.
Слово «икона» в переводе с греческого значит «образ» или изображение. В Православной Церкви иконами называются священные изображения Бога, явившегося во плоти — Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и христианских святых. Употребление святых икон нарушает вторую заповедь только в том случае, если человек начинает их неправомочно боготворить как нечто магическое. Но если верующий почитает иконы как священные изображения, употребляемые для благоговейного воспоминания дел Творца и святых людей, иконы уподобляются священным книгам, в которых написаны вместо слов лики и предметы. Естественно, что во время поклонения иконам христианин должен находиться в соответствующем расположении духа: взирающий на иконы, призван умом возноситься к Богу и святым, которые на них изображены.
Грех против второй заповеди называется идолопоклонством. Кроме грубого идолопоклонства, есть еще «тонкие» грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: 1) Любостяжание материальных благ, когда жадный и скупой человек более служит земному богатству, нежели Богу. Вторая заповедь запрещает корыстолюбие, тем самым научая человека бескорыстной щедрости.
2) Чревоугодие, объедение и пьянство, также относятся к идолопоклонству потому, что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие. Изгоняется грех чревоугодия добродетелями воздержания и поста.
3) Гордость и тщеславие также относятся к идолопоклонству, потому что гордый человек превыше всего ценит свою личность и свои способности. Для тщеславного человека главным идолом является он сам. По мнению гордеца, все люди без исключения должны почитать его буквально, как Бога. Лицемерие есть порок, близкий к идолопоклонству, когда внешние дела благочестия, как, например, пост и строгое соблюдение обрядов, человек использует для приобретения человеческого почитания, не думая о внутреннем душевном исправлении. Вторая заповедь учит нас бороться с гордостью, тщеславием и лицемерием, научая нас смирению и бескорыстному, тайному деланию добра.

Третья заповедь: «7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Исход глава 20 (7).

Нередко люди произносят имя Бога всуе, то есть напрасно, в бесполезных и легкомысленных разговорах, а также в лживых обещаниях или с нарушением благоговения. Третья заповедь запрещает следующие грехи: 1) богохульство или дерзкие слова против Бога; 2) ропот на Бога или жалобы на Его Провидение; 3) кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; 4) невнимательность в молитве; 5) ложная клятва, когда утверждают клятвой то, чего нет; 6) клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; 7) нарушение обетов, данных Богу; 8) божба, или легкомысленное употребление имени Божьего в виде клятвы в обыкновенных разговорах.
В Священном Писании есть особое запрещение божбы. Недаром Спаситель говорит о том, что христианин не должен применять клятвы, обходясь простыми словами «да» и «нет». Что, впрочем, не запрещает применение клятвы в общественных делах, когда человек в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употребляет клятву и присягу, с благоговением и твердым намерением не изменять своим обещаниям.

Четвертая заповедь: «8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, 10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». Исход глава 20 (8-11).

Седьмой день недели повелевается посвящать Богу, потому что Бог сотворил мир в шесть дней, а в седьмой день почил от дел творения. Суббота в Христианской Церкви не празднуется как настоящий праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального ветхозаветного празднования субботы, этот день освобождается от поста. В Христианстве четвертая заповедь исполняется следующим образом. Празднуется через каждые шесть дней день седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресенье. День воскресный празднуется со времени Воскресения Христова.
Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или поста, как, например, праздник Пасхи. В Христианской Церкви также соблюдаются, кроме воскресного дня, праздничные дни во славу Божию, в честь Пресвятой Богородицы и святых. Следующие важнейшие христианские праздники установлены в память о событиях, относящихся к спасительному Воплощению Сына Божия, к явлениям Божества и в честь Пресвятой Богородицы, как послужившей тайне Боговоплощения:
1. Рождество Пресвятой Богородицы, как подготовка сошествия в мир Сына Божия (8/21 сентября).
2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, обретенного царицей Еленой (14/24 сентября).
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы для посвящения Ее Богу (21 ноября/4 декабря).
4. День Благовещения Пресвятой Богородицы, то есть ангельского возвещения Пресвятой Деве о Воплощении от Нее Сына Божия (25 марта/7 апреля).
5. Рождество Христово — воплощение на земле Сына Божия Господа Иисуса Христа (25 декабря/7 января).
6. Крещение Господне и одновременно Святое Богоявление Спасителя мира (6/19 января).
7. Сретение Господа во храме святым праведным Симеоном Богоприимцем (2/15 февраля).
8. Преображение Господне на горе Фавор, доказывающее Его Божество (6/19 августа).
9. Успение Пресвятой Богородицы — перенесение Матери Божией на небо в благодатно преображенном, не умершем земном теле (15/28 августа).
10. Вход Господень в Иерусалим пред Его Распятием (за семь дней до Пасхи, в воскресение).
11. Вознесение Господне на Небо после Воскресения (в 40-й день по Пасхе, в четверг).
12. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Святого Духа на Апостолов, во славу Пресвятой Троицы (в 50-й день по Пасхе, в воскресение).
13. Всех святых — первое воскресенье после Пятидесятницы
14. Пасха, праздник Воскресения Христова, праздник праздников, предначинание праздника вечного блаженства.

Праздничные дни необходимо проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать — делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить праздники, посвящая их духовным делам во славу Божию. Запрет на работу в праздничные дни вовсе не значит, что работа является грехом. Просто иначе у нас не остается времени для беспрепятственного совершения духовно полезных богоугодных дел.
В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; 2) заниматься дома молитвой, благочестивым чтением и душеспасительными разговорами; 3) посвящать Богу часть от своего имущества, употребляя его на нужды Церкви и церковнослужителей, на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах, и делать другие дела христианской любви.
Конечно, благочестивые дела можно делать и в будни, но те, кому препятствует работа, должны, по крайней мере, освящать праздничные дни духовными делами. Естественно, что молиться следует непременно каждый день — утром и вечером, перед едой и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.
Человек, позволяющий себе в духовные праздники нескромные развлечения и зрелища, светские песни, невоздержанностъ в пище и питии, тем самым намеренно оскорбляет святость праздников. Если даже невинные и полезные для временной жизни работы не сообразуются со священными днями, то тем более — дела бесполезные, плотские и порочные. Специально отметим, что четвертая заповедь, говорящая о шестидневном делании, без сомнения осуждает тех, кто в простые дни не занимается делами, соответствующими их званию, но проводит время в праздности и рассеянности. Обычно такие люди странным, необъяснимым образом откладывают все дела на воскресенье, оправдывая себя тем, что «работать не грех». В будние дни они позволяют себя «ничегонеделание», а в воскресенье и христианские праздники необъяснимым образом воспламеняются трудолюбием.
Знаменательно, что подобным же образом оправдывают себя люди, не желающие соблюдать православные посты. Они утверждают, что постится в смысле воздержания от пищи, не говоря уже о воздержании от других страстных, греховных наклонностей, вовсе не обязательно. Главное «не творить зла, а все остальное не важно». Это предельно лукавая отговорка, поскольку, человек не умеющий обуздать свой желудок, не способен вообще ни на что более серьезное. Как говорит поговорка «сытое брюхо, к молитве глухо», поскольку наевшегося человека обычно «тянет на сон» или на другие, совсем не духовные занятия.
Важнейший христианский пост — Великий или Святая Четыредесятница, продолжается в течение сорока дней, кроме недели Страданий Христовых — Страстной седмицы. Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней в Своей земной жизни. Поститься также положено в среду и пятницу. В среду — в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу — в память самого страдания и смерти Спасителя. Некоторые верующие по благоговению, дополнительно постятся также в понедельник, подражая монашеским правилам.
Посты — Рождественский, Успенский и в память святых апостолов Петра и Павла — учреждены по следующей причине. Первые два — для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Последний — в подражание Апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди.

Пятая заповедь: «12 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Исход глава 20 (12).

Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям и учит почитанию старших: 1) учит почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти так же, как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие Закону Божию и гражданскому. Качество или добродетель, утверждаемая пятой заповедью, называется послушанием.
Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех их непочитания. В ветхозаветном законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери даже полагалась смертная казнь. Знаменательно, что к заповеди о почитании родителей присоединено Божественное обещание благополучия и долголетней жизни, побуждающее человека к исполнению данной заповеди, на которой утверждается порядок семейной и общественной жизни.
Библейские примеры древних патриархов показывают, что Бог дает родительскому благословению особую духовную силу. Бог, по премудрому и праведному Своему Провидению, целенаправленно хранит жизнь и устраивает земное благополучие человека почитающего родителей, даруя ему как совершенную награду за добродетель бессмертную и блаженную жизнь в Небесном Отечестве.
В заповедях, предписывающих любовь к ближним, прежде всего, упоминается о родителях. Родители нам ближе всего, но под наименованием «родителей» также следует понимать всех, кто вместо них устраивает нашу жизнь ко благу. Это: 1) благочестивая государственная власть и Отечество, потому что христианское государство есть великое семейство, в котором мы все — дети нашего Отечества; 2) пастыри и учители духовные, которые учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; 3) старшие по возрасту; 4) благодетели; 5) начальствующие.
Священное Писание ясно говорит о почтении к государственной власти, потому что в большинстве случаев власть устанавливается свыше как предохранение общества от анархии и разрушения. Христианин повинуется власти и законам не из-за страха наказания, а по велению совести, ведь власть обычно, по крайней мере в законах, стремится к благу народа. Наша любовь к Родине и Отечеству, тем более, должна простираться до готовности положить за него свою жизнь. Почтение к духовным пастырям и учителям объясняется их заботой о нашем духовном спасении.
В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, уважая их возраст, житейский опыт и мудрость. Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Господа Иисуса Христа, Который повиновался праведному Иосифу, несмотря на то, что тот не был его родителем, а только воспитателем.
Подобно родителям, следует почитать тех начальников, которые вместе с родителями или вместо них, заботятся о нашем воспитании — начальствующих и наставников в школах и органах образования; гражданских начальников охраняющих нас от беспорядков и неустройства в обществе; судей, защищающих нас от обид силой законов; начальников военных, которым государственная власть вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от внешних и внутренних врагов страны.
Священное Писание предписывает обязанности не только в отношении старших и родителей, но также обязанности родителей и старших к детям, запрещая подавлять и мучить детей непосильными запретами и ненужным послушанием. О долге и обязанностях пастырей по отношению к духовной пастве, Священное Писание предписывает управлять церковным народом непринужденно, охотно и богоугодно, не для «гнусной корысти», не ради власти и материального обогащения. Пастырь не имеет права господствовать над «наследием Божиим» и обязан первым подавать пасомым пример праведной христианской жизни.
Также Священное Писание говорит об ответных обязанностях начальников и воспитателей, обязанных относится к подчиненным справедливо и с добром. Если родители или начальники требуют от человека и даже ребенка, чего-либо противоречащего вере или закону Божию, он имеет полное право не слушать их. Лучше претерпеть за веру и закон Божий любые испытания, чем нарушить их в угоду греховному человеческому мнению.

Шестая заповедь: «13 Не убивай». Исход глава 20 (13).

Шестой заповедью запрещается убийство или отнятие жизни у любого человека, каким бы то ни было образом. Но не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Нельзя назвать полностью беззаконным вынужденное убийство, необходимое за неимением другого выхода: 1) когда преступника наказывают смертью по правосудию; 2) когда убивают неприятеля на войне за Отечество.
В случае невольного убийства, когда убивают нечаянно и без намерения, невольный убийца не может считаться невиновным, особенно если он не использовал надлежащих предосторожностей, могущих уберечь от нечаянного убийства. Во всяком случае, такой человек, также как наказывающий преступников и воин за Отечество, имеет нужду в очищении совести, по установлению Церкви.
Кроме непосредственного законопреступного убийства каким бы то ни было орудием, к этому преступлению относятся следующие и подобные случаи: 1) когда судья осуждает подсудимого, невиновность которого ему известна; 2) когда кто-либо укрывает или освобождает убийцу, тем самым давая ему возможность для совершения новых убийств; 3) когда кто-либо мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет, как, например, если богатый допускает умереть бедных от голода; 4) когда кто-либо превышающими силы работой и жестокими наказаниями изнуряет подчиненных, тем самым ускоряя их смерть; 5) когда кто-либо невоздержанием или другими пороками сокращает собственную жизнь — особенно алкоголем, курением, наркоманией; заметим, что данный грех, не меньшим образом, относится к самоубийству; 6) когда лишают жизни ребенка при абортах, причем здесь одинаково виноваты как отец, так и мать, допускающие подобный грех.
Самоубийство есть самое законопреступное из убийств. Противоестественно убить другого, подобного нам человека, но еще более противоречит природе убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам как собственность, но Богу, Который ее дал.
Поединки и драки, с помощью которых люди пытаются решать частные распри, споры и ссоры также относятся к греху убийства, поскольку их участники преступают общественные законы, своевольно решаясь на такое дело, в котором явная смерть грозит всем участникам. В подобных делах обычно заключается три преступления: мятеж против государственной власти, убийство и самоубийство.
Кроме телесного убийства существует убийство духовное. Родом духовного убийства является соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или вовлекает в беззакония, тем самым подвергая его душу духовной смерти. Это особенно опасный грех, могущий погубить души множества людей.
К «тонким» видам убийства относятся все дела и слова, направленные против любви и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, и, наконец, внутренняя ненависть против него. «Всякий, ненавидящий своего брата, есть человекоубийца».
Заповедь, запрещающая наносить вред жизни ближнего, тем самым повелевает, насколько возможно, беречь его материальное благосостояние и физическое здоровье. В этой связи мы должны делать следующее: 1) помогать бедным; 2) служить больным; 3) утешать печальных; 4) облегчать положение несчастных; 5) со всеми обходиться кротко, с любовью и назидательно; 6) примиряться с гневающимися; 7) прощать обиды и творить добрые дела врагам.

Седьмая заповедь: «14 Не прелюбодействуй». Исход глава 20 (14).

Седьмой заповедью запрещается любодеяние. Апостол Павел советует христианам даже не говорить об этих мерзостях. Только по необходимости, для предохранения от таких грехов, нужно назвать основные из них: 1) блуд, или беспорядочная плотская любовь между людьми, не находящимися в супружестве; 2) прелюбодейство, когда находящиеся в супружестве супружескую любовь беззаконно обращают к посторонним; 3) кровосмешение, когда союзом, подобным супружескому, соединяются близкие родственники; 4) различные противоестественные грехи.
К прелюбодеянию относятся не только грехи, совершенные на деле, но в даже мыслях. Чтобы не впасть в это тонкое, внутреннее прелюбодейство, следует избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувствования — сладострастных песен, плясок, сквернословия, нескромных игр, шуток и зрелищ, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь, пьянства. Следует стараться даже не смотреть на то, что соблазняет. Естественно, что слова Евангелия в отношении борьбы со страстями: «если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя», не надо понимать буквально, а в смысле волевого усилия. Кто твердо решился не смотреть на соблазны, тот уже вырвал у себя соблазняющий глаз.
Запрет на грех любодейства, естественным образом предписывает добродетели супружеской любви и верности, а для тех, кто может вместить, — совершенную чистоту и целомудрие монашества. Во избежание блуда и утверждения в целомудренной жизни, Священное Писание повелевает строго хранить наши физические тела в чистоте, потому что они «суть члены Христовы и храмы Святого Духа». Блудник грешит против собственного тела, растлевая его душевно и телесно, заражая телесными болезнями и повреждая душевные способности.

Восьмая заповедь: «15 Не кради» Исход глава 20 (15).

Восьмой заповедью запрещается кража, или присвоение чужого имущества, принадлежащего другим людям или государству. Основные грехи, запрещаемые этой заповедью: 1) грабительство, или отнятие чужой вещи явно, насилием; 2) воровство, или похищение чужой вещи тайно; 3) обман, или присвоение чего-либо чужого хитростью, в том числе применение фальшивых денег, продажа плохого товара — вместо хорошего, недодача проданного посредством ложного веса или меры, сокрытие состояния, чтобы не платить долгов и налогов, не исполнение обещанного по условиям или по завещанию; сокрытие виновного в краже и через это лишение удовлетворения обиженного; 4) святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и принадлежит Церкви; 5) духовное святотатство, когда одни передают, а другие нечестно принимают священные должности не по достоинству, из-за корысти; 6) мздоимство (взяточничество), когда берут взятки с подчиненных или подсудимых и по соображениям корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных и притесняют невиновных; 7) тунеядство, когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут жалованье, плату и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или работодателю; также когда имеющие силы приобретать пропитание трудом, вместо этого, живут милостыней; 8) лихоимство или вымогательство, когда под видом некоторого права, но на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность, или чужой труд, или бедственное положение ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников процентами займа, когда работодатели изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой; если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене.
Запрет «не укради», предписывает следующие добродетели: 1) бескорыстие; 2) верность; 3) правосудие; 4) милосердие к бедным. Немилосердный к бедным также грешит против восьмой заповеди, если у него есть чем помогать нуждающимся. Все, что мы имеем, принадлежит собственно Творцу, а избыток земных благ и здоровья, дается нам по Провидению Божию для помощи бедным. Если мы не уделяем людям от нашего избытка, то через это похищаем или скрываем их собственность и дар Божий.
Высшая добродетель, противоположная грехам против восьмой заповеди, есть полное, совершенное нестяжание. Данная добродетель, предлагается Евангелием не как обязанность для всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, для которых полное отречение от всякой собственности дает возможность полноценного духовного развития.

Девятая заповедь: «16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» Исход глава 20 (16).

Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь. Заповедь запрещает: 1) ложное судебное свидетельство, когда на кого-либо в суде доносят, или жалуются, или о ком-либо свидетельствуют ложно; 2) ложное свидетельство, кроме суда, — когда на кого-либо клевещут заочно или кого-то в лицо порицают несправедливо.
Непозволительно укорять других, когда в них есть пороки. Евангелие не позволяет судить даже о действительных грехах и недостатках ближних, если мы по обязанности не призваны к тому, чтобы обличать грешников, исправляя таковых преимущественно примером кроткой и смиренной праведной жизни.
Для человека запретна любая ложь, даже не имеющая намерения вредить ближнему, потому что она не согласна с любовью и уважением к людям, недостойна человека и особенно христианина, как созданного для истины и любви. Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует обуздывать язык, иначе это повредит не только окружающим, но и самому человеку. Если человек думает, что он благочестив, но не управляет своей речью, он обманывает сам себя пустым формальным благочестием, не имеющим никакой спасительной пользы.

Десятая заповедь: «17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего. Исход глава 20 (17).

Десятая заповедь запрещает греховные эгоистичные желания, противоречащие любви к ближнему, и, все что неразрывно связано с помышлениями, противоречащими самоотверженной любви. Греховны не только злые слова и дела, но и недобрые помышления. Когда в душе есть недобрые желания, душа уже становится нечистой перед Богом и недостойной своего Творца. Поэтому необходимо очищать себя от внутренних «мысленных нечистот», для предупреждения греховных дел подавляя греховные намерения, от которых, как из семян, рождаются греховные злые дела.
Запреты десятой заповеди одновременно искореняют страсть зависти, направленной на овладение чужим имуществом, и прогоняют сладострастные мысли и желания, являющиеся «внутренним» прелюбодеянием. Десятая заповедь налагает на нас следующие обязанности: 1) хранить чистоту сердца; 2) смиренно быть довольным своим земным жребием.

Православие в современном мире http://dmitri-andreev-vet.ortox.ru