Православные святыни Нижегородской области

Варнавино — место подвигов преподобного Варнавы Ветлужского

Троицкий собор г. Варнавин имеет 3 храма: а) Троицкий, зданием каменный, с такою же колокольнею, постр. в 1836 г. на средства церкви, при помощи прихожан, б) Николаевский, зданием деревянный, однопрестольный — в честь святителя Николая чудотворца, построена в 1666 г. иждивением бывшего здесь монастыря, а в 1854 г. исправлен на средства казанских купцов Тихоновых и в) Успенский, зданием деревянный, построен в 1847 г. на средства собора, при помощи прихожан. Ограда каменная. Кладбище вне города, на нем Крестовоздвиженская церковь с особым причтом. В Троицком храме 3 престола: а) во славу Живоначальной Троицы, б) в честь Корсунской иконы Божией Матери и в) прп. Варнавы Ветлужского чудотворца. В Успенском храме также 3 престола: а) в честь Успения Божией Матери, б) св. Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных и в) святителя Митрофана Воронежского чудотворца. В Николаевском храме под спудом почивают св. мощи прп. Варнавы. В сем храме много икон древнего письма. Расстояние от Костромы 384 вер.
Из-за опасности обвала горы, на которой стояла Николаевская церковь, 22 мая 1912 г. состоялось перенесение мощей Преподобного Варнавы из Николаевского храма в Троицкий собор, в левый придел, посвященный преподобному. 10-11 июня 1914 г. в г. Варнавине проходили церковные торжества при изнесении св. мощей Преподобного Варнавы из под спуда и положении их в новую раку. [Костромские епархиальные ведомости N 15 за 1914 г., стр. 349]
Все три храма утрачены в 1930-е годы. Мощи преподобного были перенесены в кладбищенскую церковь. Дальнейшая их судьба доподлинно неизвестна. В 2000 г. рядом с местом, где находился Троицкий собор построена деревянная церковь в честь преподобного Варнавы Ветлужского.

1.	Храмовый комплекс г. Варнавин. Слева-направо: Троицкая церковь, Успенская церковь, Николаевская церковь. Фото нач. XX в. Варнавинский историко-художественный  музей.

1. Храмовый комплекс г. Варнавин. Слева-направо: Троицкая церковь, Успенская церковь, Николаевская церковь. Фото нач. XX в. Варнавинский историко-художественный музей.

2.	Троицкая церковь. Фото нач. XX в. Варнавинский историко-художественный  музей.

2. Троицкая церковь. Фото нач. XX в. Варнавинский историко-художественный музей.

3. Успенская церковь. Фото нач. XX в. Варнавинский историко-художественный музей.

3. Успенская церковь. Фото нач. XX в. Варнавинский историко-художественный музей.

4.	Николаевская церковь. Фото нач. XXв. Варнавинский историко-художественный  музей.

4. Николаевская церковь. Фото нач. XXв. Варнавинский историко-художественный музей.

5.	Часовня на роднике св. преподобного Варнавы. Фото нач. XX в. Варнавинский историко-художественный  музей.

5. Часовня на роднике св. преподобного Варнавы. Фото нач. XX в. Варнавинский историко-художественный музей.

6.	Памятный знак на месте Троицкой церкви. Фото 2009 г.

6. Памятный знак на месте Троицкой церкви. Фото 2009 г.

7.	Памятный знак на месте Успенской церкви. Фото 2009 г.

7. Памятный знак на месте Успенской церкви. Фото 2009 г.

8.	Памятный крест на месте Николаевской церкви. Фото 2009 г.

8. Памятный крест на месте Николаевской церкви. Фото 2009 г.

9.	Церковь в честь прп. Варнавы Ветлужского. Фото 2009 г.

9. Церковь в честь прп. Варнавы Ветлужского. Фото 2009 г.

10.	Часовня на роднике св. прп. Варнавы. Фото 2009 г

10. Часовня на роднике св. прп. Варнавы. Фото 2009 г

По материалам сайта http://www.old-churches.ru

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ

Преподобный Варнава Ветлужский родился в Великом Устюге. До ухода в пустыню он был священником одной из городских церквей. Варнава принял монашеский постриг в одном из древнейших монастырей Великого Устюга – Михайло-Архангельском или Иоанно-Предтеческом. Из его жития следует, что он был «саном иерей» в местном приходе, где крестил язычников и татар. При пострижении преподобный получил новое монашеское имя – Варнава, в честь святого Апостола Варнавы.
Тогда, в начале XV века земли городов Устюга и Галича вошли в состав Московского княжества. Не желая усиления Москвы, Нижегородский и Вятский князья пошли войной на «московитов». К ним присоединились татары и черемисы. В 1417 году хан Дервиш и черемисский князь Кельдибек с Ветлуги вместе с вятичами совершили большой набег на Великий Устюг. Город был разорён, многие попали в плен. По преданию, марийцы увели тогда местного священника Варнаву на Ветлугу, где он и поселился, получив свободу.
Согласно летописи, собранной краеведом начала XX века Д.П.Дементьевым в его «Историческом очерке Пыщугской волости Ветлужского уезда с древнейших времён», пленника привезли в г. Якшан (ныне село Кажирово) на Ветлуге. Князь Кельдибек даровал Варнаве свободу и позволил ему священнослужение в церкви в честь Святителя Николая.
Из Якшана священник отправился вниз по Ветлуге на плотах. В местах его остановок были основаны станы. Это сёла Воздвиженское (ныне Притыкино), Богородское, Рождественское, город Ветлуга.
Последним пунктом путешествия в нижнем течении реки Ветлуга, где поселился подвижник, стала Красная гора. В это время бассейн реки Ветлуга представлял собой глухой край, населённый марийцами. В окрестностях горы Красной, даже в 50 верстах, не было человеческого жилья. Изредка посещали пустынника люди, «благословения ради», которым он предсказал, что по преставлении его на берегу реки Ветлуги «умножит Бог житие человеком, а на месте его жительства будут жить иноки».
На высоком берегу священник срубил скит, рядом с которым поставил маленькую часовню. Овладев языком местных жителей, преподобный отец начал проповедовать на берегах Ветлуги Слово Божие. Большое влияние на народ оказывали образ подвижнической жизни святого, его любовь, воистину преображавшая его мир. Варнава лечил людей травами и добрым словом. Очевидно, знание трав и житейская мудрость и дали ему имя «Преподобного». Даже лютые звери при нём смирели, а путники приходили к нему за советом, получали благословление. За высокие подвиги Преподобного отца глубоко уважали. Так, в постах и молитвах Преподобный Варнава прожил в своей келье на Красной горе 28 лет, собрав вокруг себя небольшую колонию русских монахов и земледельцев «Богу работая в псалмопении и молитвах, питаясь былием и вершием дубовым». По словам автора жития преподобного, к святому Варнаве приходили и «дивии звери, медведи многи, живуще близ келлии его… он же хождаше между ними, аки между скотами, зря на них и утешашеся; благодаря великаго Бога, тии звери кротки ему быша».
По преданию, в 1439 году, перед тем, как поселиться на реке Унже, сюда приходил за наставлениями и поучениями преподобный Макарий Унженский (память 25 июля/7 августа). Преподобный Варнава скончался в глубокой старости 11 июня 1445 года. По кончине святого подвижника на место его подвигов приходили на жительство «от разных стран» многие монахи «и к ним земледельцы» и «размножашеся по всей той реке народ мног даже до великия реки Волги». После кончины Варнавы иноки построили две церкви — одну в честь Пресвятой Троицы, а другую — над гробом преподобного — во имя святителя Николая Чудотворца.
Так было положено начало Троицко-Варнавинскому общежительному монастырю, получившему название «Варнавинской пустыни». Здесь, при гробе Преподобного, начали совершаться чудеса исцеления больных, о чём скоро разнеслась широкая слава по всей Руси. Согласно его житию, «…больные получали исцеления от болезней не только при гробе Преподобного Варнавы, но на пути к обители его и даже в домах своих, когда с верою призывали в помощь себе молитвы этого угодника Божия». После молебного пения и окропления освещённой водою тяжело больные люди исцелялись от многих болезней.
День кончины святого подвижника – 11/24 июня 1445 года, когда Варнава Ветлужский поминается Православной церковью – и поныне празднуется в Варнавине как Варнавинская Година и День посёлка, история которого берет свое начало с XV века, когда в этих краях появился необычный первожитель.
Слух о чудесах преподобного достиг в 1639 году и до Святейшего Патриарха Мос-ковского Иоасафа, который спросил пред освященным собором двух пресви¬теров ветлугских, Иоанна и Онисифора, пришедших в царствующий град засви¬де¬тельствовать о чудесах преподобного и милость его, которую сами над собой испы¬тали. Один из них, Онисифор, долго страдал слепотою глаз и в тяжком недуге уже отчаивался в жизни. Иноки обители Ветлугской (Ветлужской) убедили его пойти помолиться на гроб преподобного — и там он прозрел. Другой иерей под¬твердил истину слов его и сам о себе возвестил, что исцелился
у гроба преподобного от одержавшей его болезни. Тогда Святейший Патриарх послал игумена желтоводского Пафнутия в обитель преподобного узнать на месте истину слов обоих иереев. И он, собрав многие иные сказания о чудесах, исте¬кавших от раки препо-добного Варнавы, возвестил о том патриарху, который про¬славил память новояв¬ленного чудотворца.
За чудодействия, происходящие у гроба Преподобного отца Варнавы, над могилой которого его последователи построили церковь, в 1639 году Русской Православной церковью он был причислен к лику святых. В том же году составляется его житие и пишутся иконы. Позже мощи были перенесены в Троицкую церковь, где и хранились до 30-х годов XX века. Тогда мощи были утрачены, а храмы Варнавина, которых к тому времени было три, разрушены.
Житие святого Варнавы написано в 1639 году иноком Варнавинской пустыни — «честнейшим иеромонахом Иосифом (Дядкиным), иже бысть последи в царствующем граде Москве книжнаго печатнаго управления главнейший управитель». Для удостоверения в действительности чудес, совершавшихся при гробе преподобного, в том же 1639 году, были свидетельствованы его святые мощи по распоряжению Патриарха Иоасафа.
В книге «Варнавинская старина» М.А.Балдин пишет: «…это был человек большой силы воли, незаурядного ума и хорошо образованный священник – иерей, убеждённый сторонник единого московского государства». О значении прихода и поселения на Ветлуге Варнавы краеведом М.А.Балдиным сказано: «Придя в глухие ветлужские леса, Варнава хотел своей подвижнической деятельностью здесь привлечь внимание русских земледельцев для заселения этого края и создать на Ветлуге мужскую обитель – центр христианской культуры и укреплённое поселение для ответных ударов врагам русской земли в Заволжье».
Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы. В 1764 г. Троицкий Варнавин монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь, бывш. монастырская слобода стала с. Варнавина Пустынь. Монастырскую слободу переименовали в уездный город Варнавин согласно указу Екатерины II в 1778 году. А в 1779 году у города появился свой герб. К началу XIX века были созданы все уездные и городские власти. Общая численность населения г. Варнавина составляла около 700 человек. В Варнависнкий уезд вошли большие территории Поветлужья (сейчас это Варнавинский, Уренский, Краснобаковский районы и др).
С образованием города Никольский и Троицкий храмы бывшего монастыря стали соборными храмами Варнавина, особым почитанием пользовался деревянный Никольский (летний) храм, в котором под спудом почивали мощи преподобного. В XVIII — нач. XX в. В. В. почитался как покровитель Поветлужья. 11 июня, в день памяти преподобного, называемый на Ветлуге «Варнавиной годиной», в Варнавин стекались паломники со всего Ветлужского края — из Костромской, Вологодской, Вятской и Нижегородской губерний. Весной 1912 г. Ветлуга подмыла крутой берег Красной горы, в результате чего произошел большой оползень, который едва не разрушил стоявший у обрыва Никольский храм. По распоряжению прибывшего в связи с этим в Варнавин Костромского и Галичского архиепископа Тихона (Василевского) мощи прп. Варнавы 22 мая 1912 г. извлекли из-под спуда и перенесли в каменный Троицкий храм (возведен в 1836), где поместили под полом придела во имя прп. Варнавы. Жители Варнавина обратились в Святейший Синод с просьбой разрешить помещение мощей преподобного в особую раку, о чем Синод издал соответствующее распоряжение в марте 1914 г. 10-11 июня в присутствии многих тысяч паломников в Варнавине произошли торжества, возглавляемые архиепископом Тихоном, в ходе которых мощи прп. Варнавы Ветлужского были перенесены в установленную в Троицком соборе серебряную раку.
Во время массового вскрытия мощей святых в 1919-1920 гг. мощи не подверглись поруганию, однако в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. советские власти встали перед необходимостью изъятия мощей из серебряной раки, которая подлежала конфискации. Варнавинская уездная комиссия не решилась это сделать самостоятельно и обратилась за указаниями в Костромской губком РКП(б), который отправил в ЦК РКП(б) шифротелеграмму с просьбой разрешения на вскрытие мощей. «Сообщение из Костромы о мощах Варнавы» было заслушано на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 г. под председательством В. И. Ленина, Политбюро санкционировало вскрытие мощей и изъятие раки (кажется, прп. Варнавы единственный из рус. святых, вопрос о вскрытии мощей которого решался на столь высоком государственном уровне). В сер. мая 1922 г. в Варнавине мощи прп. Варнавы были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение, раку отправили в Кострому, мощи остались в Троицком храме. В начале 1930 г. храм был переоборудован под клуб, мощи прп. Варнавы перенесли в последний действующий храм Варнавина — деревянную кладбищенскую церковь Архистратига Михаила. По преданию, бытующему среди старожилов Варнавина, летом 1937 г. священник Архангельской церкви Петр Мегалинский, предвидя ее скорое закрытие и новое осквернение мощей прп. Варнавы с несколькими прихожанами тайно предал мощи земле на кладбище где-то возле храма. В 1937 г. о. Петр был арестован и вскоре расстрелян.
С конца 80-х гг. XX в. в Поветлужье (с 1922 входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания прп. Варнавы. Осенью 1991 г. в Варнавине был освящен первый в новейшее время храм, посвященный преподобному, в 1996 г. в центре Костромского Поветлужья, в г. Шарья (Костромская обл.) освятили еще один храм во имя прп. Варнавы. 24 июня 1999 г. в Варнавине на месте разрушенных храмов бывш. Троицкого монастыря Нижегородский и Арзамасский митр. Николай (Кутепов) совершил закладку деревянной церкви во имя прп. Варнавы Ветлужского, храм был освящен 24 июня следующего года. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения прп. Варнавы был установлен памятный крест.

1. Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я пол. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)

1. Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я пол. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)

2. Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)

2. Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)

3. Икона прп. Варнава и Святая Троица

3. Икона прп. Варнава и Святая Троица

4. Современная икона прп. Варнавы

4. Современная икона прп. Варнавы

По материалам сайтов:
days.pravoslavie.ru
Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru/text/154285.html

Троицкий Макарьев Унженский монастырь

Монастырь основан в 1439 г. преподобным Макарием Желтоводским, пришедшим сюда, на берег Унжи, после разорения татарским ханом Угу-Магометом Желтоводского монастыря, где он был настоятелем. Монастырь расположен на южной окраине г. Макарьева на ровной площадке холма с юга и запада ограниченного крутым склоном к пойме реки Унжи. Монастырский участок имеет форму неправильного многоугольника, вытянутого с запада на восток, и окружен оградой с четырьмя башнями и надвратной церковью Николая Чудотворца (1688 г.) над Святыми воротами в восточном прясле. В центре территории находится Троицкий собор (1670 г.). Южнее него в одну линию расположены церковь Благовещения (1680 г.) и церковь Макария (1674 г.), севернее — кельи, состоящие из трех сблокированных между собой корпусов. Западнее келий, под небольшим углом к ним размещена церковь Успения (1736 г.) с больничными палатами. Западнее монастыря, у подножия холма стоит надкладезная часовня с колодцем, вырытым, как видно из описания монастыря и жития Св. Макария, собственными его руками; народ приписывает этому источнику чудотворную силу. Колокольня Благовещенской церкви разрушилась в 2003 г. из-за неравномерной осадки грунта.
Фотографии 1910 года. Фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса США.

1.	Вид на монастырь с реки Унжи. ФотоС.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

1. Вид на монастырь с реки Унжи. ФотоС.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

2.	Вход в Макарьевский монастырь. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

2. Вход в Макарьевский монастырь. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

3.	Николаевская надвратная церковь. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

3. Николаевская надвратная церковь. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

4.	Николаевская надвратная церковь. Западный фасад. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

4. Николаевская надвратная церковь. Западный фасад. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

5.	Макарьевскпя церковь. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

5. Макарьевская церковь. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

6.	Троицкий собор. ФотоС.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

6. Троицкий собор. ФотоС.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

7.	Благовещенская церковь. ФотоС.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

7. Благовещенская церковь. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

8.	Успенская церковь. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

8. Успенская церковь. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

9.	Часовня преподобного Макария. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

9. Часовня преподобного Макария. Фото С.М.Прокудина-Горского, 1910 г.

10.	Слева-направо: Башня ограды, Благовещенская церковь, Макарьевская церковь и Николаевская надвратная церковь. Фото 2008 г.

10. Слева-направо: Башня ограды, Благовещенская церковь, Макарьевская церковь и Николаевская надвратная церковь. Фото 2008 г.

11.	Макарьевская церковь. Фото 2013 г.

11. Макарьевская церковь. Фото 2013 г.

12.	Слева-направо: Благовещенская церковь и Троицкий собор. Фото 2013 г.

12. Слева-направо: Благовещенская церковь и Троицкий собор. Фото 2013 г.

13.	Троицкий собор. Фото 2013 г.

13. Троицкий собор. Фото 2013 г.

14.	 Успенская церковь. Фото 2013 г.

14. Успенская церковь. Фото 2013 г.

15.	Надкладезная часовня. Фото 2008 г.

15. Надкладезная часовня. Фото 2008 г.

Тихвинский собор

Тихвинский собор г. Макарьев — зданием каменный, с такою же колокольнею, каковой служит одна из четырех угловых башен храма, окончен постройкой в 1906 г.; построен тщанием прихожан, на средства по преимуществу сторонних доброхотных дателей. Ограды нет. Кладбище общее городское, в конце города, при нем особая церковь с отдельным причтом. Престолов 3: а) в честь Тихвинской иконы Божией Матери, б) святит. Николая чудотворца и в) св. благ. вел. князя Александра Невского.

1 Тихвинский собор. Фото нач. XX в. Макарьевский краеведческий музей.

1 Тихвинский собор. Фото нач. XX в. Макарьевский краеведческий музей.

2 Тихвинский собор. Фото 2008 г.

2 Тихвинский собор. Фото 2008 г.

Христорождественская церковь

Христорождественская церковь г. Макарьев (до 1906 г. соборная) зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1775 г. тщанием прихожан. Ограда каменная с железной решеткой. Кладбище общее городское, в 1/2 в. от церкви. Престолов 3: а) в честь Рождества Христова, б) Рождества Божией Матери и в) св. мчч. Флора и Лавра. Достопримечательная святыня храма – местно чтимый образ Тихвинской иконы Божией Матери.

1.	Колокольня церкви Рождества Христова. Фото 2009 г.

1. Колокольня церкви Рождества Христова. Фото 2009 г.

2.	Южный фасад храма. Фото 2009 г.

2. Южный фасад храма. Фото 2009 г.

3.	Северный фасад храма. Фото 2009 г.

3. Северный фасад храма. Фото 2009 г.

Ильинская кладбищенская церковь

Ильинская кладбищенская церковь — г. Макарьев зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1812 г. на средства прихожан Макарьевского Христорождественского собора. Недалеко от церкви другая колокольня, деревянная, для помещения большого колокола. Церковь и кладбище обнесены каменной, крытой железом, оградой. За последней — особое общественное кладбище, обнесенное оградой из тесовых в столбах жердей и окопанное рвом. На этом кладбище в настоящее время погребаются умершие. Церковь однопрестольная — в честь св. пророка Илии.

1.	Ильинская церковь. Фото нач. XX в. Макарьевский краеведческий музей.

1. Ильинская церковь. Фото нач. XX в. Макарьевский краеведческий музей.

2.	Ильинская церковь. Фото 2008 г

2. Ильинская церковь. Фото 2008 г

По материалам сайта http://www.old-churches.ru

КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО, УНЖЕНСКОГО

празднование его памяти 25 июля/7 августа

Угодник Божий Макарий родился в Нижнем Новгороде от благочестивых родителей. Отца его звали Иваном, мать — Марией. Еще в младенчестве Макарий удивлял их: когда звонили к утрене, он начинал беспокойно ворочаться в люльке и плакать. И на всякий церковный звон Макарий так отзывался, а в прочее время молчал. Долго родители не могли понять, в чем дело, и начали было беспокоиться, но однажды все разрешилось.
Как-то в праздник зазвонили в церкви, родители стали собираться к утрене, а маленький Макарий, как всегда, начал кричать и плакать. «Если бы он перестал плакать, — сказал отец, — взяли бы его с собой на службу». Макарий сразу же успокоился, а когда его принесли в церковь, он услышал пение певчих, засмеялся и потом всю службу весело улыбался матери. Тогда родители поняли, почему плакал Макарий, и с того дня стали его носить в храм; он каждый раз очень радовался, а если его оставляли дома, снова начинал кричать и плакать. Тут родители уразумели, что на их ребенке почивает Божия благодать.
Когда Макарий подрос, отдали его учиться книжной грамоте, и в этом деле он вскорости преуспел так, что превосходил не только сверстников, но и старших. Он и похож был больше на взрослого, чем на отрока: несмотря на природную сметливость и живой ум, по характеру он был степенный и рассудительный. Играть с детьми Макарий не любил, он терпеливо сидел за книгами, да каждый день ходил в храм. Все его любили, родители радовались о нем и благодарили Бога.
Отрок Макарий услышал о монашестве и тайно решил покинуть родительский дом и уйти в монастырь. Он выбрал Печерскую обитель, находившуюся на берегу Волги, в трех верстах от города, и отправился туда. По дороге ему повстречался нищий, одетый в обноски, Макарий обменялся с ним одеждой и под видом нищего подошел к монастырю.
Отрок пожелал видеть архимандрита (им был тогда Дионисий, впоследствии епископ Суздальский) и попросился в монахи. Настоятель, видя юный возраст Макария, стал расспрашивать, откуда он и кто его родители. Макарий свое происхождение скрыл. Назвался жителем другого города, сказал, что он круглый сирота, нищенствует и никого из близких у него нет. Сам он, закончил Макарий, желает служить Богу в монастыре.
Настоятелю его речь понравилась, к тому же он предугадывал, что отрок призван стать великим подвижником. Поэтому нимало не медля принял его в монастырь, постриг в иноки, поселил в своей келье и на долгие годы стал ему отцом, наставником и учителем.
Инок Макарий усердно трудился и исполнял всякое послушание; наставнику во всем подчинялся, братии угождал, ни с кем не вступал в пререкания, молчал, гораздо чаще, чем говорил; а если разговаривал с кем, то обязательно кратко и незлобиво, да и то старался как можно скорее закончить разговор. Скоро о нем заговорили как о большом подвижнике уже не только в монастыре, но и за его пределами.
Родители святого, не имея от сына никаких известий, повсюду о нем расспрашивали и очень горевали, но не теряли надежды его найти.
Прошло около трех лет, и вот случилось отцу Макария встретиться с одним печерским иноком, пришедшим в город по каким-то монастырским делам. Отец рассказал ему о своем горе, три года назад пропал сын, и с тех пор ничего о нем не слышно.
Инок сказал: «Кажется, как раз три года назад в наш монастырь пришел юноша, одет он был как нищий, но вид имел добропорядочный и благочестивый и слезно просил принять его. Настоятель оставил его в обители, и теперь этот юноша стал одним из лучших монахов и преуспевает едва ли не больше всех. Зовут его тоже Макарием».
Отец заплакал. Тут же пошел он в монастырь и там повсюду искал Макария, но никак не мог его увидеть. Отчаявшись, он пришел к настоятелю и упал ему в ноги, моля показать сына. Тогда настоятель пошел в свою келью, где жил и Макарий. «Чадо,— сказал настоятель,— отец твой, о котором ты не сказал нам, пришел в монастырь и хочет тебя видеть». «Отец мой,— отвечал Макарий,— Господь Бог, сотворивший небо и землю, а после Него — ты, наставник мой и учитель».
А отец его стоял в это время под дверью. Услышав голос Макария, он вскрикнул от радости и через окно позвал сына, прося выйти, чтобы он мог обнять его. Но Макарий, боясь растрогаться, выйти отказался. Тогда отец, плача, сказал: «Не отойду от кельи, пока не увижу твоего лица и хотя бы немного не поговорю с тобой».
Макарий не поддавался на уговоры и не выходил из кельи. «Дитя мое дорогое,— взмолился отец,— хотя бы руку мне протяни». Макарий через окно протянул ему руку, а отец, ухватившись за нее, сказал: «Сын мой любимый, спасай свою душу, да за нас грешных молись, чтоб и мы по твоим молитвам увидели Царство Небесное».
После чего, распростившись сыном, покинул монастырь и пошел домой; рассказал обо всем жене, и они вместе радовались и прославляли Бога за то, что даровал им сына-подвижника.
Макарий по-прежнему трудился в обители. Вскоре он превзошел всех живущих там иноков и приобрел всеобщий почет и уважение. Тяготясь этим, Макарий решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте. Так же, как раньше родительский дом, покинул он обитель: помолясь, положился на промысел Божий и пошел куда глаза глядят.
Долго ходил он по болотам и лесам, пока не вышел к реке, называемой Луг, и, выбрав место, построил хижину. Здесь он стал жить один в безмолвии и молитве.
Но долго таиться от людей ему не удалось: скоро о Макарии узнали жители окрестных деревень и городов и стали приходить к нему за наставлениями и духовной помощью, а некоторые, хотевшие уйти от мира, со временем и поселялись рядом с ним. Когда набралось достаточно братии, образовался монастырь, а еще немного времени спустя начали строить храм во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа и завершили его во многом благодаря стараниям преподобного отца Макария.
Прошло несколько лет, и, как прежде, святому стал в тягость почет, к тому же миряне, во множестве приходившие к нему за советом, нарушали его безмолвие; не терпя такой жизни, преподобный поставил одного из братии в настоятели и втайне от всех покинул монастырь. Снова странствовал он лесами. Место, в котором он остановился, называлось Желтые Воды и находилось на восточном берегу Волги, рядом с небольшим озером. Местность эта очень приглянулась Макарию. Здесь он жил в маленькой келье, трудясь в одиночестве и непрестанно молясь Богу.
Но вскоре его уединение было нарушено — на этот раз живущими в Желтых Водах иноверцами — чувашами и мордвой. Придя к келье преподобного и увидев его скромную и нестяжательную жизнь, они поначалу очень удивлялись. Потом стали приносить старцу хлеб, мед, пшеницу и всякий раз умилялись его незлобивости и терпению; Макарий принимал их дары с благодарностью — но не для себя, а для своих посетителей. Многих он крестил в озере, что было почти у самой его кельи. К тому времени уже не только чуваши и мордва приходили к нему: народ стекался, желая услышать наставления и поучиться богоугодной жизни, некоторые селились рядом. Преподобный, помня сказанное Господом — «Приходящего ко Мне не изгоню вон»,— не запрещал им селиться, видя их добрую волю и старание.
Так вокруг преподобного Макария образовалась новая, уже вторая по счету, монашеская обитель, а в 1435 году под его руководством был возведен храм во имя Живоначальной Троицы. Еще раньше Макария избрали настоятелем, и настоятельствовал он долгое время, постоянно заботясь о братии и наставляя их к монашеским трудам, а число иноков с каждым днем увеличивалось, так как слава о преподобном Макарии и его обители разнеслась по всей России и многие приходили из дальних краев и просили постричь их в иноческий чин.
Одним из таких был блаженный Григорий, называемый Пельшемским; оставив родителей, он пришел в Желтые Воды, принял монашество и по примеру Макария, который был ему и настоятелем и отцом, стал великим молитвенником и постником, а позже сподобился и священнического сана, чем подтвердил пословицу: «У доброго отца и дети бывают добрыми, а у искусного учителя и ученики искусны».
Имя Макария стало известно не только в простом народе, но и среди князей, которые посылали из своих имений в монастырь все нужное. Славилась обитель своим внешним видом, крепостью стен, основательностью строений, но больше всего праведностью и усердием монахов, богоугодной жизнью подражавших настоятелю. Но скоро покой и благоденствие обители были нарушены.
Во время княжения благоверного князя Василия Васильевича один из татарских военачальников по имени Улуахмет, изгнанный своими соотечественниками из Золотой Орды, приблизился к российским пределам и обосновался в Казани. Оттуда он делал набеги на соседние княжества, все дальше и дальше продвигаясь по русской земле. Так он достиг Нижнего Новгорода, потом его войско рассеялось, огнем и мечом опустошая христианские селения. Появились они у Желтых Вод и напали на обитель преподобного Макария. Монахи защищались недолго, татары ворвались в монастырь и выкосили их, как колосья на ниве, лишь нескольких взяли в плен, а монастырь сожгли.
В плену был и старец Макарий. Привели его к татарскому военачальнику. А имя преподобного было хорошо известно среди них, потому что он и татар, которые к нему приходили, всегда любезно принимал и покоил. Когда воевода узнал, что за человек стоит перед ним, он разгневался: «Как вы посмели,— сказал он своим воинам, — зная святую жизнь этого старца, надругаться над ним и его обителью? Знаете ли, что за таких, как он, придется держать ответ перед Богом, Который один и у них, и у нас!» И велел отпустить святого, а с ним и других пленных — нескольких иноков и мирян числом около четырехсот человек, не считая женщин, детей и стариков.
На прощанье военачальник сказал Макарию: «Уходите из этих мест не медля и больше никогда сюда не возвращайтесь, поскольку земля эта отныне будет принадлежать Казанскому ханству».
Преподобный попросил позволения похоронить своих монахов. «Вот Божий человек,— сказал военачальник,— заботится не только о живых, но и о мертвых». И разрешил ему забрать убитых. Святой пошел к обители, от которой осталось одно пепелище. Увидев лежащие повсюду трупы братии, Макарий заплакал; затем, отпев положенные молитвы, похоронил их согласно обычаю и стал советоваться с бывшими с ним людьми, куда им идти. Решили идти к городу Галичу. Ходу туда было не меньше четырехсот верст, но, помолясь Богу, отправились.
Был июнь. Шли они много дней; боясь татар, пробирались по непроходимым лесам и болотам. Скоро закончились съестные припасы, все изнемогли и устали, начались скорби.
Как раз тогда встретился им в лесу лось, его загнали и собирались убить. Попросили на то благословения у преподобного Макария. А был Петров пост и до праздника оставалось три дня. Старец велел лося отпустить, отрезав у него перед тем ухо, и сказал: «Имейте веру, и промысел Божий нас не оставит: в день окончания поста нам опять повстречается этот лось, и тогда мы его съедим во славу Божью. Пока же прошу вас потерпеть эти три дня, и спасет нас Господь от смерти по вере нашей.
Так и вышло: в день праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, когда люди совсем изнемогли, по молитве старца вышел к ним тот самый лось с отрезанным ухом. Они взяли его голыми руками и привели к преподобному Макарию, который и благословил лося в пищу. Насытившись, все благодарили Бога, а Макарий сказал: «Отныне у вас не будет недостатка в пище по вере вашей». И действительно, всю дорогу им попадался то лось, то олень, то еще какой зверь. Так пришли они в пределы города Унженска.
То был старинный русский город на берегу реки Унжи. Городок в то время был очень небольшой и окружали его редкие села. Когда сюда пришел преподобный, все жители с радостью встретили его: они были наслышаны о святости старца и готовы были тут же воздать ему всевозможные почести. Но Макарий желал лишь безмолвия и одиночества, он сразу стал расспрашивать о пустынном месте, где мог бы поселиться. Ему показали место в пятнадцати верстах от города, недалеко от реки, на берегу лесного озера. Там на поляне преподобный поставил крест, рядом построил келью. Это было в 1439 году, а немного времени спустя благоволением Божиим опять образовалась обитель. И так жил Макарий, по своему обычаю дни и ночи служа Богу молитвами и постническими трудами и, кроме того, даром исцеления, который он получил в последние годы жизни.
Через пять лет преподобный почувствовал приближение смерти. К тому времени ему исполнилось девяносто пять лет, из них восемьдесят он прожил в монашестве.
Зная, когда и как он скончается, Макарий пришел в Унженск и там слег. Перед смертью он заповедал, чтобы его тело отнесли в созданную им обитель и там похоронили. После чего помолившись и благословив всех бывших при нем, тихо отошел ко Господу. Это случилось 25 июля 1444 года.
В этот день город и окрестности наполнились чудным благоуханием, исходящим как бы от смирны и фимиама, и все люди — в домах, на улицах и где бы им ни довелось находиться — вдыхали аромат и спешили припасть к телу преподобного. Плакал весь народ. Тело старца со свечами и кадилами, с пением псалмов понесли в монастырь, где и похоронили. Все болящие и увечные, припадавшие к его мощам, получили исцеление.
Чудеса продолжались и многие годы спустя, причем проявлялись они не только в исцелении болящих, но и в помощи и защите от видимых и невидимых врагов, от дьявольских козней и от татарского плена.
В 1522 году в княжение великого князя Василия Ивановича было страшное нашествие татар на Унженск. Врагов было свыше двадцати тысяч, а городок был мал и жители в военном деле неискусны. Одна у них была надежда — на Бога и на преподобного Макария Желтоводского, к помощи которого они не раз прибегали в подобных случаях. Укрепляясь этой надеждой, они три дня и три ночи отбивались, от осадившего город неприятеля. Главным у них был некий воевода Федор. При виде нападавших, он впал было в растерянность, но, узнав от жителей, что святой старец Макарий Желтоводский всегда защищал их от татар, Федор пошел в церковь, упал на колени перед иконой преподобного и стал молиться со слезами, прося отвести беду от Унженска и избавить людей от смерти и плена.
Тем временем татары снова пошли на приступ и со всех сторон подожгли город. Людей охватило смятение: и огонь полыхает, и татары теснят — все как один умоляли Макария о заступничестве. Вдруг пошел дождь, скоро он перешел в ливень, и сделался потоп. Вода затопила улицы и дома, казалось, весь город поплыл, и пожар утих.
Теперь татары пришли в смятение: одна часть пошла на другую, и начали они биться. Горожане со стен увидели, как татары нападают на своих, и поняли, что преподобный Макарий спас Унженск; многие видели старца стоящим на облаке и поливающим город водой из огромной бадьи. Тут же открыли ворота, устремились на татар и большинство из них перебили. Взятые в плен рассказали, что они видели монаха, стоявшего в воздухе над городом и стрелявшего по ним; потом он на большом белом коне врезался в их войско, и они, обезумев от страха, начали рубить друг друга мечами, думая, что бьются с русскими.
Тогда же преподобный избавил от татар монастырь, в котором был похоронен. Случилось это так: когда татары напали на Унженск, отряд из трехсот воинов устремился к монастырю в надежде на богатую и легкую добычу. Но стоило им приблизиться к обители, как все они ослепли. Ничего не видя, они в ужасе разбежались в разные стороны, многие угодили в реку и утонули.
В 1535 году молитвами Макария Желтоводского спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь преподобного.
Во время нашествия поляков жители Юрьевца, Суздаля и Нижнего Новгорода прибегали к заступлению святого Макария и получили помощь. Сам царь Михаил дал обет идти пешком в Унженск, если его отец Филарет освободится из польского плена, и, получив просимое, исполнил свое обещание.
Известно множество случаев чудесной помощи преподобного Макария.
Когда казанские татары осадили Унженск, одна молодая женщина по имени Мария попала в плен. Ее связали веревкой и увели с другими пленными. Шли они трое суток. Мария, боясь быть обесчещенной, всю дорогу не могла ни пить, ни есть, только молилась и плакала. Так, день и ночь обливаясь слезами, молилась она Господу и Пресвятой Богородице. Призывала в помощь и святого предстателя, преподобного Макария Желтоводского. Когда сделали очередной привал, Мария рухнула на землю и, связанная, заснула крепким сном. Было это в степи. Стояла глухая ночь. Ближе к утру спящей явился преподобный Макарий. Он стал у изголовья и, коснувшись ее рукой против сердца, сказал: «Не скорби, а подымись и иди домой». Но Мария не могла очнуться от сна. Тогда святой взял ее за руку, помог встать и сказал: «Встань и ступай за мной». Мария проснулась и, видя преподобного уже не во сне, а наяву, узнала его по виденной ею иконе и пошла следом. Стало светать. Преподобный исчез, и Мария осталась в пустынном месте одна. Ей стало страшно. Когда совсем рассвело, Мария увидела, что она стоит на дороге, ведущей в Унженск, а невдалеке виднеется и сам город. Мария побежала и вскоре оказалась перед городскими воротами. Они были заперты. Мария начала стучать и просить, чтобы ей открыли. «Кто ты?» — спросили сторожа. Она ответила, тогда стража, узнав ее, впустила в город, где она нашла всех своих близких и рассказала, как ее спас Макарий Желтоводский.
Однажды был тяжело ранен воевода Иван Выродков. Между тем князь, приказал ему снова идти против татар. Несмотря на болезнь и уговоры близких, воевода собирался исполнить повеление, а так как ходить он не мог, то приказал везти себя в повозке. По дороге завезли его в Макариеву обитель. Здесь воевода мысленно взмолился к святому, прося о помощи. Увидев сосуд с водой, Иван попросил напиться и пил не отрываясь. К изумлению иноков, он выпил очень много воды, после чего почувствовал себя совершенно здоровым. Вода оказалась из колодца, выкопанного преподобным Макарием, и была она необычайно сладкой и вкусной.
Один житель города Унженска сильно пьянствовал и в нетрезвом виде всегда бил свою жену. Не в силах переносить издевательства, жена решила утопиться в колодце. Но поскольку она была благочестива, как могла помогала нищим и убогим и имела веру к преподобному Макарию, то он и не дал ей погубить свою душу. Когда женщина подошла к колодцу, она вдруг заметила, что возле сруба стоит старец, и в страхе попятилась. Старец сказал: «Отойди от колодца и не делай того, что задумала, иначе тебя постигнут страшные муки в вечной жизни». Женщина в смятении бросилась к ногам старца, а когда поднялась, его уже не было. Тогда она возвратилась в дом и с тех пор никогда не помышляла о самоубийстве. Тогда же и муж ее оставил нетрезвую жизнь и покаялся.
Местное почитание памяти преподобного Макария Желтоводского началось вскоре после его преставления. В 1610 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений по молитвам преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев. Тогда же имя преподобного Макария Желтоводского было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25июля/7 августа.
Мощи преподобного покоятся в Макариево-Унженском Троицком монастыре близ города Макарьева под Костромой, в Свято-Троицком соборе, построенном в 1669 году игуменом Митрофаном, будущим святителем Воронежским. Там же находится келейная икона Смоленской Божией Матери, принадлежавшая преподобному Макарию. За монастырем, на пригорке, сохранился в часовне колодец, выкопанный его руками.

По материалам сайта http://days.pravoslavie.ru/Life/life6707.htm

1. Преподобный Макарий Унженский

1. Преподобный Макарий Унженский

2. Преподобный Макарий Унженский

2. Преподобный Макарий Унженский

3. Преподобный Макарий Унженский

3. Преподобный Макарий Унженский