Символ веры — догматы православного вероучения

Краткое объяснение «Символа веры»

1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.5И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь.

Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было.
Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20).
Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Нас ради человек и нашего ради спасения — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. Сшедшаго с небес — как сам о себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слововочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас — Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.
Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб.
И воскресшаго в третий день по Писанием — пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца — эти слова заимствованы из Священного Писания: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 10). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8, 1). Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца — Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).
Дух Святый называется Господом, потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную:если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).
Церковь едина, потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6). Церковь Святая, потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27). Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.
Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.
Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.
Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.
Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.

http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/17.htm

Полное объяснение «Символа веры»

Для того чтобы правильно представить состав христианского учения о праведной жизни, необходимо взять за основу изречение апостола Павла о том, что для христианина, реально творящего волю Божию, ведущими являются добродетели веры, надежды и любви. Христианину нужны: во-первых, учение о вере в Бога и в таинства (тайны), которые Он открывает; во-вторых, учение о надежде на Бога и о средствах утверждения в ней; в-третьих, учение о любви к Богу и ко всему, что Он повелевает любить.
Церковь вводит нас в учение о вере посредством «Символа веры». Руководством к учению о надежде можно принять изречения Господни о блаженстве и Молитву Господню «Отче наш». Начальное учение о любви можно найти в десяти заповедях Закона Божия, а также в Новом Завете.

Молитва «Символ веры», утвержденная Вселенскими Соборами Православной Церкви, является исповеданием основных догматов христианской веры. Для удобства «Символ веры» на двенадцать основных частей-членов. В первом члене Символа веры говорится о Боге, особенно о Первой Ипостаси Святой Троицы — о Боге-Отце и о Боге как о Творце мира. Во втором члене — о Второй Ипостаси Святой Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. В третьем члене — о Воплощении Сына Божия. В четвертом члене — о страдании и смерти Иисуса Христа. В пятом члене — о Воскресении Иисуса Христа. В шестом члене — о Вознесении Иисуса Христа на Небо. В седьмом члене — о Втором Пришествии Иисуса Христа на землю. В восьмом члене — о Третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе. В девятом члене — о Церкви. В десятом члене — о Крещении, где подразумеваются и другие Таинства. В одиннадцатом члене — о будущем (всеобщем) Воскресении мертвых. В двенадцатом члене — о Жизни Вечной.

1.«Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

Первый член «Символа веры» говорит о том, что христианин верит в существование Единого Бога — Творца Вселенной, Который есть Небесный Отец — Первопричина, Управитель и Промыслитель всего сущего. Символ веры специально говорит о вере во Единого Бога для опровержения ложных учений многобожия, в которых верующие-язычники почитают творение за Творца, думая, что существует множество божеств.
Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях, всем сердцем принимая слово Божественного откровения о спасении человеческого рода. Священное Писание ясно говорит о том, в чем должна состоять вера в Бога. Без веры невозможно творить спасительные Божественные заповеди. Одновременно непременным действием настоящей веры в Бога является практическое исповедание веры. Исповедовать веру — значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни соблазны греховного мира, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в Истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Именно такая вера спасает человеческую душу. Настоящий христианин не только верует, но и исповедует православную веру. Подлинный ученик Христа не боится за сохранение временной жизни и не ищет земных выгод, подтверждая исповедание православной веры реальной практикой христианской святости и любви.
Существо Божие невозможно познать, поскольку Оно выше всякого познания не только человека, но и Ангелов. Впрочем, Божественное откровение показывает нам основные свойства Божии — Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный.
Творец Вселенной есть Бог Вездесущий. Когда говорят, что Бог присутствует Бог на Небесах или в храме, это значит, что в небесных духовных мирах присутствие Божие проявляется особенно сильно, являемое блаженным духам в вечной славе Божества. Также и в храмах наблюдается особое благодатное и таинственное присутствие Божие, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими.
Единый Бог сотворил видимый для нас материальный Космос — звезды и планеты, а также невидимые «духовные» или вернее «тонкоматериальные» миры. Бог является Создателем всех разумных «биологических» существ, населяющих богосотворенные миры, такие, как наша планета Земля и существ миров духовных – например, Ангелов.
Бог-Творец есть Бог-Личность, а не безликая «космическая энергия», которой нет дела до духовного развития человека. В Христианстве Единый Творец открылся людям еще и как Бог Святая Троица. Единый Бог есть одновременно Троица, проявляющая Свою Сущность в трех Ипостасях-Лицах: Отца, Сына и Святого Духа.
Слова Символа о вере в Единого Бога-Отца нужно понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы. Бог Един по Существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. Мы не способны постичь внутреннюю тайну Божества, но веруем в нее по непреложному свидетельству слова Божия, утверждающего, что Бог Един в Трех Лицах. Три Лица Троицы есть Единый Триипостасный Бог. Между Лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. Три Ипостаси или Лица Пресвятой Троицы, — совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог.

Бог называется Вседержителем потому, что Он все что ни есть содержит в Своей силе и в Своей воле. Единый Бог сотворил видимый для нас материальный Космос — звезды и планеты, а также невидимые «духовные» или вернее «тонкоматериальные» миры. Бог является Создателем всех разумных «биологических» существ, населяющих богосотворенные миры, такие, как наша планета Земля и существ миров духовных – например, Ангелов.
Ангелы это бесплотные духи, одаренные умом, волей и могуществом. Слово «Ангел» означает «вестник», потому что Бог посылает Ангелов возвещать нам Свою волю и помогать нашему спасению. Невидимый духовный мир сотворен прежде видимого материального, а Ангелы — прежде людей. Каждому человеку Бог посылает Ангела-Хранителя.
Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют дьяволами, демонами или бесами. Они сотворены добрыми. А злыми стали потому, что нарушили долг сознательного повиновения Богу и, отпав от Творца, впали в самолюбие, гордость и злобу. Слово «дьявол» означает «клеветник» или «обольститель», потому что демоны стараются коварно и хитро искушать людей, обольщая их, внушать им ложные мысли и злые желания.
Священное Писание открывает только общие понятия о сотворении мира. Вначале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована, безвидна и пуста, не имела привычного нам внешнего вида. Затем Бог постепенно сотворил все существующее на небе и на земле. Творение закончилось разумным человеком. Все видимое творение было сотворено не такими, каким видим его ныне. При сотворении все было добро, чисто от зла и прекрасно. При сотворения человека Бог во Святой Троице говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», свободным, бессмертным и творческим существом. Тело человека сотворено из земли-материи, оживленной «дыханием жизни», которое означает душу — духовное и бессмертное существо.
Блаженное жилище первого человека — рай, описано в книге Бытие как подобие прекрасного сада. Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души — духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. В раю находилось древо жизни, питаясь плодами которого человек становился безболезнен и бессмертен телом. Ева была создана из ребра Адама для того, чтобы весь род человеческий, по своему происхождению являлся одним телом, чтобы люди естественно склонны были любить и беречь друг друга.
Бог сотворил человека для того, чтобы мы познавали Бога, любили и прославляли Своего Творца, творя Его Всеблагую волю и получая через это вечно блаженство. Изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству имеет в учении веры особое наименование — предопределение Божие. Даже после грехопадения, Бог, по предведению и по бесконечному милосердию Своему, предопределил для уклонившегося от пути блаженства человека открыть новый путь к блаженству через Единородного Сына Своего Иисуса Христа.
Предопределение Божие по отношению к людям вообще, и к каждому человеку порознь, нужно понимать в том смысле, что Господь одинаково дарует всем людям предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства. Но получает вечное блаженство только тот, кто добровольно приемлет благодать, правильно употребляет дарованные Творцом спасительные средства и идет показанным Им путем спасения. Бог предвидит, что одни люди будут спасительно пользоваться своею свободною волею, а другие себе на погибель. Но это вовсе не значит, что Господь Сам, без нашего участия решает, что одни люди изначально достойны спасения, а другие изначально обречены на грешную жизнь, влекущую за собой погибель души.
Вслед за сотворением мира и человека, непосредственно следует действие Божие по отношению к миру, и особенно к человеку, называемое Божественным Промыслом. Промысел Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям и всякому добру, а возникающее через удаление от добра зло пресекает и исправляет, обращая к добрым последствиям.
Всеблагой Бог-Творец есть Бог-Личность, а не безликая «космическая энергия», которой нет дела до духовного развития человека. В Христианстве Единый Творец открылся людям еще и как Бог Святая Троица. Единый Бог есть одновременно Троица, проявляющая Свою Сущность в трех Ипостасях-Лицах: Отца, Сына и Святого Духа.
Один Бог есть «чистый» Дух, Сущность Которого лишь в самом приблизительном истолковании можно представить как чистейшую нематериальную энергию. Все остальное мироздание представляет богосотворенную, более или менее одухотворенную материю. Все созданные Богом живые и разумные существа — Ангелы, люди и существа животного мира, в разной мере сочетают в себе дух и материю. При своем сотворении они получают от Бога индивидуальную частицу Божественного Духа, имеющую различные творческие качества и возможности. Эта свободная, разумная и творческая частица Божества бессмертна и неуничтожима. Дух людей и Ангелов представляет собой подлинную личность и «высшее Я» высокоразумных существ. Для спуска в материальный мир для самостоятельного развития, духу человека необходима тонкоматериальная оболочка. Для этого дух создает себе свое «низшее я» — нашу душу. Затем «энергетическое тело» души облекается в материальное физическое тело. У человеческого духа есть как бы две «одежды» — тонкоматериальная «оболочка» души и грубоматериальная «оболочка» физического тела. Таким образом, человек проходит в нашем мире первоначальные испытания, необходимые для последующего духовного восхождения по ступеням благодатного обожения человеческой личности.

2. «И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».

Изначально от создания нашего мира, Творец Вселенной являл Себя человечеству как Личность Единого Бога-Отца. Наиболее ясное откровение единобожия получил и сумел выразить израильский народ, создавший Священное Писание Ветхого Завета. В разной мере чистоты данное откровение встречается также в традиционных нехристианских мировых религиях. Но полноценное познание о Сущности Единого Бога человечество получило только в христианском учении, открытом миру через творчество Второй Ипостаси Творца Бога-Сына.
Если все существа творятся Богом, то Сын Божий таинственным образом «рождается» Им, непознаваемо исходит из самой Сущности Божества изначально, вне наших понятий о времени, пространстве и смысле этого явления. Несотворенный и Единосущный Бог-Сын есть такой же, как Отец чистейший Дух одной Сущности с Отцом. Бог-Отец создает Вселенную, Бог-Сын нисходит в материальный космос творить волю Отца, например как Творец, Управитель и Спаситель нашей планеты Земля.
Сын Божий есть Второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Воплощенный Сын Божий, родившийся на земле как человек, назван Иисусом Христом. Имя Иисус означает Спаситель. Оно наречено Сыну Божию при Его земном воплощении, которое было задумано ради спасения человечества. Имя Христос означает Помазанник, и оно произошло от помазания Священным Миром, через которое подаются дары благодати Духа Святого. Иисус, Сын Божий, называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Духа Святого, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.
Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть Истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. В Евангелии Иисус Христос именуется Сыном Божиим Единородным. Он Один есть Сын Божий, рожденный из Существа Бога Отца, имеющий Единое Существо с Единым Творцом Вселенной. Сын Божий Господь Иисус Христос без всякого сравнения превосходит святых Ангелов и святых людей, которые называются сынами Божими «по благодати».
Рождение Сына Божия указывает на личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сын Божий рожден прежде всех век. Это значит, что Иисус Христос есть так же Вечный Сын Божий, как Вечен Бог-Отец. В Символе веры слова «Света от Света» подобием видимого света объясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на Солнце, мы видим свет, от которого рождается свет, видимый во всей Вселенной. И тот и другой представляют один нераздельный свет единой природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет, от Которого рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; Бог-Отец и Сын Божий есть единый вечный, нераздельный Свет единого Божественного естества.
Слова Символа веры «Бога истинна от Бога истинна» означают, что Сын Божий является Богом в таком же истинном смысле, как и Бог-Отец. Слова «Имже вся быша» показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как Своей вечной Премудростью и Своим вечным Словом.

3. «Нас ради и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

Во имя спасения человечества и ради Любви к людям, Всемогущий Творец Вселенной «сходит с Небес», из невидимого духовного мира на нашу грешную землю. Бог Вездесущ и всегда находится рядом с человеком, но теперь Он является наиболее близко к человеку. Сын Божий приходит спасти все человечество от греха, проклятия и смерти.
Грех — это преступление Божественного закона, которое вошло в человека от падшего ангела-дьявола, который прельстил Еву и Адама, склонив их преступить заповедь Божию. Бог заповедал Адаму в раю не вкушать плодов древа познания добра и зла, вовсе не потому, что хотел ограничить свободу и развитие человека. Вкушение плодов древа познания стало смертоносным, потому что оно было соединено с непослушанием воле Божией. Гордое непослушание отделило человека от Бога и Божественной благодати, отчуждая человечество от вечной бессмертной жизни в Боге.
Наименование «древо познания добра и зла», соответствует своему существу, потому что человек через это древо познал на опыте, что настоящее добро заключается в послушании воле Божией, а настоящее зло — в противлении ей. Адам и Ева послушались дьявола вопреки воле Божией. Всеблагой Бог при сотворении человека дал ему свободную волю, естественно, расположенную любить Бога, но человек употребил богоданную свободу во зло, прельстившись словами падшего ангела: «будете знать добро и зло, будете, как боги». От этого греха первозданного Адама произошли проклятие и смерть.
Проклятие вовсе не значит, что Бог отвернулся от падшего человека. Это осуждение греха Праведным Судом Божиим, потому что грех противоречит единственно справедливым Божественным законам мироздания. От греха всегда происходит зло, наказывающее самого грешника. Падшие ангелы наказали сами себя, и такое же наказание сотворил для себя по неведению первозданный человек.
Неудивительно, что от греха Адама произошла двоякая смерть: телесная, когда тело лишается души, которая его оживляет, и смерть духовная, когда душа лишается благодати Божией, разрывая связь со своим духом, который оживляет ее высшей духовной жизнью. Душа тоже может умереть, но конечно не так, как тело. Умирая, тело теряет чувства и разрушается. Душа, умирающая через грех, лишается благодатного духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, вечно оставаясь в состоянии адского мрака, скорби и страданий. Это и есть вечная смерть, страшнее которой нет ничего во Вселенной.
В результате грехопадения умерли не только одни первые люди. Стало умирать все человечество, потому что все родились от Адама, зараженного грехом, и все люди сами стали грешить. Как от зараженного источника течет зараженный поток, так от родоначальника человечества, зараженного грехом и потому смертного, происходит грешное и смертное потомство.
После грехопадения плоды древа познания добра и зла, а также плоды древа вечной жизни, по вине самого человека стали нам, мягко говоря, не полезны. Ведь теперь вечная жизнь в искаженном теле и неограниченное знание, могли легко применяться человеком во зло. Тем не менее, когда первые люди исповедали перед Богом свой грех, Милосердный Творец сразу дал им надежду на спасение. Бог ясно обещал, что «Семя Жены сотрет главу змия», что воплощенный Господь Иисус Христос победит дьявола, прельстившего людей, избавив человечество от греха, проклятия и смерти.
Теперь люди могли спасительно веровать в Грядущего Спасителя, подобно тому, как мы веруем в Пришедшего Сына Божия. Однако в древние времена немногие люди веровали в Грядущего Спасителя мира и Единого Творца Вселенной, как например небольшой израильский народ. Большая же часть человечества забыла обещание Божие, и отсюда произошли искаженные «языческие» религии многобожия.
Понятие «воплощение» подразумевает, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, сделавшись человеком и не переставая быть Богом. В Символе веры специально сказано, что Сын Божий вочеловечился, приняв не только одну плоть или одно тело, но стал Совершенным Человеком, состоящим из тела и души. В Господе Иисусе Христе нераздельно и неслиянно находятся два естества — Божественное и Человеческое, и, соответственно две воли – воля Бога и воля человека. Господь Иисус Христос непостижимым образом есть Бог и Человек, одним словом — Богочеловек.
В Священном Писании сказано о Воплощении Сына Божия от Духа Святого и Марии Девы. Святая Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых по обетованию Божию должен был прийти Спаситель мира. Дева Мария была обручена Иосифу из того же племени, чтобы он был Ее хранителем, ибо Она была посвящена Богу с обетом пребывать всегда Девой. Пресвятая Мария действительно всегда пребывала и пребывает Девой — прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя, и потому Она называется Приснодевой. Православная Церковь почтила Пресвятую Деву Марию еще одним великим наименованием – Богородица. Заметим, что все имена Девы Марии взяты из Священного Писания. Пресвятая Дева наречена Богородицей в следующем смысле. Хотя Господь Иисус Христос родился от Нее не по Божеству Своему, которое вечно, а по человечеству, однако Она достойно наречена Богородицей, потому что Родившийся был в самом зачатии и рождении, как и всегда есть, истинный Бог.
Высочайшее достоинство Пресвятой Девы вовсе не придумано людьми. Будучи Матерью Воплощенного Господа, Она действительно превосходит благодатью и приближением к Богу всех людей мира. Матерь Божия превосходит достоинством всякое сотворенное существо, почему Православная Церковь и чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов. Неудивительно, что рождение Господа Иисуса Христа от Пресвятой Богородицы, в отличие от рождения обыкновенных людей было совершенно святым и чуждым греха, чудесным и безболезненным.
Изначально Божественное Провидение указало через пророков Израиля ясные признаки, согласно которым люди могли узнать родившегося для них Спасителя мира. Это многие точные предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни, описанные в Библии. Например, пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы (Ис.7,14). Пророк Михей предсказал, что Спаситель родится в Вифлееме (Мф.2,4-6). После создания второго храма в Иерусалиме, пророк Малахия предсказал, что Пришествие Спасителя приближается, что Он придет в этот храм и перед Ним послан будет Предтеча, подобный пророку Илии, чем ясно указывается на Иоанна Крестителя (Мал.3,4-5). Пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим (Зах.9,9). Пророк Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя (Ис.53), Пророк Давид в псалме 21 изобразил крестные страдания Спасителя с такой точностью, как если бы о них написано было возле самого креста. Пророк Даниил за 490 лет предсказал явление Спасителя, Его крестную смерть, последовавшее за ней разрушение храма и Иерусалима, связанное с прекращением ветхозаветных жертв (Дан.9).
Люди узнавали рожденного и жившего на земле Господа Иисуса Христа как Мессию и Спасителя мира, многими и различными способами. Восточные мудрецы узнали Его через звезду, которая перед рождением Христа явилась на востоке. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от Ангелов, которые возвестили им, что родился Спаситель в городе Давидовом. Святые праведные Симеон и Анна, по особому откровению от Духа Святого, узнали Мессию, когда Он, по исполнении сорока дней после рождения, принесен был в храм. Иоанн Креститель на реке Иордан во время крещения узнал Сына Божия по откровению Святого Духа, сошедшего в виде голубя и по гласу с Небес от Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф.3,17). Подобное откровение о Господе Иисусе Христе было дано апостолам Петру, Иакову и Иоанну во время Его Преображения на горе Фавор: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» (Мф.17,5). Кроме того, весьма многие люди узнавали Спасителя по превосходству и необычной высоте Его учения и, по величайшим чудесам, которые Он творил, освобождая бесноватых, исцеляя неизлечимых больных и воскрешая мертвых.
Сын Божий, воплотившийся для спасения человечества, совершил наше спасение Своим учением и жизнью, смертью и Воскресением. Учением Христовым стало «Евангелие Царства Божия» — учение о спасении и вечном блаженстве, изначально провозглашаемое в Православной Церкви. Учение Христово и сама жизнь Сына Божия становится спасительным для нас только в том случае, если мы принимаем его всем сердцем, поступая согласно Христовым заповедям. Ложное слово дьявола, будучи принято первыми людьми, сделалось в них семенем греха и смерти. И, напротив, истинное слово Христово, усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни.

Духовно-душевно-телесный человек, сотворенный Богом для жизни на Земле, пал духовно, когда, поддавшись искушению падших ангелов, он нарушил единственную заповедь Творца и захотел сам стать «богом», живущим по своей воле. В результате грехопадения демоны получили над человеком великую власть. Отказавшись сознательно творить волю Божию, дающую нам возможность неограниченного приближения к реальному богоподобию, человек «автоматически» подпал под влияние сил зла. Следствием первородного грехопадения явилось искажение природы, естества человека и всех живых существ нашего мира. Так на Землю пришли насильно насаждаемые силами тьмы зло, грех и смерть.
Для спасения от власти зла человечества и всего Божественного творения, для преображения и очищения нашего мира, для его возвращения к первоначальной райской чистоте, Бог-Сын должен был Сам сойти из духовного мира, с «небес», в наш грубоматериальный мир, на «землю». Причем сойти в образе воплощенного Богочеловека, чтобы быть к нам как можно ближе и понятнее.
Естественно, что воплощение Личности Бога-Сына в нашем мире, Его вочеловечение не могло быть обычным человеческим рождением. На специально избранную для этой миссии Деву Марию сошла Божественная благодать Святого Духа в виде личностной энергии Бога-Отца. Одновременно Святой Духа участвовал в воплощении Сына Божия как Третья Личность-Ипостась Единого Божества. В результате Пресвятая Дева стала Матерью Божией.
Вочеловечение Бога-Сына в Личности Богочеловека Иисуса Христа, обретение Им человеческого тела, Его земное рождение, произошли таинственным и непостижимым для нас образом. Телесное существо Христа было безгрешно и чисто, свободно от власти греха и зла, просветленно как у человека, неискаженного грехопадением. Но, все равно это было тело, подверженное законам материи вплоть до физических страданий и телесной смерти.
Целью миссии Христа было искупление наших грехов и освобождение человечества от порабощения темных сил. Сын Божий должен был научить людей правильно, спасительно творить волю Божию так, чтобы жизнь по Божественным заповедям соединяла человечество с Творцом через обретение Божественной энергии-благодати Святого Духа. Очищаясь и просветляясь благодатью, человеческое естество становится богочеловеческим, подобно тому, как был Богочеловеком, то есть подлинным, настоящим Человеком, воплощенный Сын Божий Господь Иисус Христос.

4. «Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавша, и погребенна».

Падшие ангелы-демоны не могли спокойно наблюдать за тем, как Спаситель возвращает людей к Богу, уча их полноценно творить спасительную волю Божию. Специально отметим, что Христос сознательно не хотел защищать Свою жизнь и миссию с помощью любой — духовной или материальной силы, хотя и мог это сделать в любой момент, обладая Божественным всемогуществом, явно доказанным Его чудесами. В отличие от несовершенных людей, Сын Божий ясно знал о том, что зло невозможно победить злыми насильственными методами.
Господь Иисус Христос был распят, тогда как Его учение и дела должны были естественно пробуждать в людях величайшее благоговение к Святости Единственного Богочеловека. Человеческие грехи сделали Распятие Сына Божия неминуемым, потому что гордые иудейские старейшины и книжники ненавидели Его за обличение их ложного учения и беззаконной жизни. «Церковные» фарисеи, завидовавшие Христу самым примитивным образом, оклеветали и осудили на смерть Воплощенного Бога, потому что народ уважал Его чистейшее учение и богоданные чудеса больше, чем их ложномудрые и пустые поучения.
Человек Иисус Христос был распят и страдал по настоящему, как обыкновенный человек, будучи Богом. Его распятие вовсе было одной видимостью, но подлинным страданием и смертью безгрешного и невинного Богочеловека. Конечно, Сын Божий страдал и умер не Божественной, а человеческой природой. Но самое главное заключается в том, что Он страдал и умер вовсе не потому, что не мог избежать страдания. Спаситель мира принял мучения Распятия добровольно, свободно отдавая свою жизнь ради спасения человечества.
Иисус Христос был распят за нас, Своей крестной смертью освобождая мир от греха, проклятия и смерти. Кровь безгрешного и безвинного Богочеловека очищает нас от греховной вины. Христос, в полноте исполнивший Божественный закон, избавляет беззаконное человечество от проклятия грехопадения. Умирая, бессмертный Сын Божий лишает смерть ее власти над падшим человечеством.
Страдания и крестная смерть Спасителя мира духовно возрождают человечество, избавляя нас от греха, проклятия и смерти. Раскрывая тайгу Божественного спасения, Слово Божие сравнивает Иисуса Христа с Адамом. Адам есть глава всего человечества, которое едино с ним по естественному происхождению от первого человека. Богочеловек Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатно становится Новым Человеком, Всемогущей Главой людского рода. Через Адама мы подпали под власть греха, проклятия и смерти. Через Иисуса Христа мы избавляемся от этого демонического гнета. Вольные страдания и крестная смерть воплощенного Сына Божия имеют бесконечную ценность и достоинство как смерть Безгрешного Богочеловека. Это одновременно совершенное исполнение Божественного правосудия, которое правильно осудило нас за грех на смерть, и безмерная заслуга-подвиг Сына Божия, дающая ему право, без нарушения Божественных законов, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над злом и смертью.
Господь Иисус Христос сознательно пострадал за всех нас со Своей стороны, добровольно принеся Себя в жертву за спасение мира, приобретая благодать и спасение всему человечеству. Но пользуются этим спасением могут только те из нас, кто, со своей стороны, добровольно принимает участие в Его страданиях. Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры; посредством христианских Таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила спасительных страданий и смерти Богочеловека; посредством распинания своей греховной плоти с ее телесными и душевными страстям; посредством творчества христианской святости и любви, учащего нас любить врагов и творить бескорыстное добро.
От сотворения мира Всеблагой Господь учит людей добровольному возврату к свободному творению воли Божией. Если человек не хочет творить добро, исполняя Божественные заповеди для собственной пользы, Господь его никогда не заставляет, хотя и скорбит за нас, видя, как все беды мира происходят из-за нашего гордого своеволия.
Христос с любовью учит людей добровольному служению Богу и своим ближним, смиренно страдая от человеческого зла и нашей нелюбви. Несмотря на пример беспредельной Божественной Любви Сына Божия, много людей сознательно отказывалось обращаться к Богу. И до сих пор люди продолжают грешить, творить зло и мучить самих себя, поддерживая своими делами падших ангелов, которые руками грешников добились распятия Спасителя мира.

5. «И воскресшего в третий день, по Писанию»

Воскресение Господа Иисуса Христа, положившее основание нашему блаженному воскресению, явилось главным доказательство того, что страдания и смерть Сына Божия спасительны для людей. Словами «воскресшего по Писанию» обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.
После Своей смерти и до Воскресения, Господь Иисус Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и освободить души, которые с верой ожидали Его Пришествия. Слово «ад» в переводе с греческого языка означает место, лишенное света. В христианском учении под этим названием понимается «духовная темница», состояние душ, отторгнутых грехом от лицезрения Божия, от света и блаженства благодатной жизни с Богом.
Убивая воплощенного Сына Божия, демоны думали, что полностью разрушают Его миссию по спасению нашего мира. При всем своем уме и могуществе, упоенные гордостью падшие ангелы как будто не понимают, что убивая тело, нельзя подчинить душу и дух богосотворенного существа, что временная победа грубого зла ничего не значит даже в нашем материальном мире. Убив человеческое тело Христа, они не могли уничтожить Его духовную силу. Воскресший Сын Божий наоборот получил беспредельную Божественную власть над человечеством, ибо в соответствии с Божественными законами жертвенная любовь и бескорыстное добро справедливо увеличивают на земле и в человечестве благодатную силу Творца.
Распятие Богочеловека явилось не просто смертью, но еще и жертвой, искуплением, очищением грехов всего нашего мира. При благоприятных условиях, Христос мог преобразить человечество не умирая. Однако, уже задолго до явления безгрешного и безвинного Сына Божия, пророкам Израиля открывалось, что спасение мира будет происходить как процесс проявления абсолютной жертвенности Воплощенного Бога, вплоть до Его страданий и смерти. И даже в том случае, если силы зла временно восторжествуют, неминуемое воскресение Богочеловека Христа произойдет в полноте Божественной силы и славы.

6. И возшедшего на небеса, и седящего одесную Отца»

После Воскресения Иисус Христос вознесся на Небеса Своим человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает в высших духовных мирах Света. Сказано, что Иисус Христос «сидит одесную Бога Отца». Но Бог Вездесущ, и потому данное определение необходимо понимать духовно, в том смысле, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.
Безвинный Сын Божий, добровольно принесший Себя в жертву любви за спасение нашего мира, тем самым обрел безраздельную власть, дающую возможность неограниченно влиять на духовные пути человечества. После Воскресения богочеловеческое естество Спасителя благодатно преобразилось, и Он вознесся с земли в духовные миры Света. Воскресший Сын Божий получил от Бога-Отца непобедимую силу, необходимую для полноценного обожения человечества. Своей жертвой Богочеловек Христос открыл людям прямую дорогу благодатно просветленного богочеловечества. Безвинная и самая позорная по человеческим меркам смерть безгрешного Богочеловека разрушила роковую власть темных сил. Неудивительно, что учение воплощенного Бога распространилось и утвердилось по всей земле, направляя человечество к будущему очищению, освобождению и спасению нашего мира.

7. «И паки грядущего со славою, судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».

Священное Писание говорит о будущем Пришествии Христовом, что в конце времен Спаситель придет таким же видимым образом, чтобы сотворить суд над человечеством. На Последнем Суде праведники войдут в «воскресение жизни, а грешники в «воскресение суда». После Суда наступит бесконечное и вечное Царство Божие. Впрочем, будущее Пришествие Христово будет весьма отличаться от первого Его пришествия. Пострадать за нас Сын Божий приходил в уничижении человечества, а судить нас придет в славе Божества.
На последнем Суде Господь будет судить всех людей без исключения так, что совесть каждого человека откроется перед всеми, обнаружив не только все дела, сделанные в продолжение земной жизни, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. Каждый человек будет судиться как за все совершенные дела, так и за все плохие слова и мысли, не изглаженные покаянием, верой и исправлением праведной жизни.
Господь вовсе не медлит с последним Судом. Несмотря на нашу безумную греховность, Бог милосердно долготерпит человеческое зло, чтобы могло покаяться и спастись от вечной гибели как можно больше людей. Неизвестно, когда Господь Иисус Христос придет судить мир, и потому нам необходимо всегда жить так, чтобы мы постоянно были к данному испытанию. Впрочем, в слове Божием открыты некоторые признаки близкого Пришествия Христова, а именно: уменьшение веры и любви между людьми, увеличение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, пришествие антихриста. Ставленник темных сил антихрист, явится главным противником Христа. Он будет стараться полностью истребить Христианство, но сам погибнет ужасным образом.
Царствие Христово обозначает во-первых, весь мир; во-вторых, всех верующих на земле; в-третьих, все блаженные души праведников и святых на Небесах. Первое Царство называют царством природы, второе — царством благодати, а третье — Царством Славы, которое на бесконечные веки воцарится на очищенной и преображенной Земле.
Борьба Бога и падших ангелов, Света и Тьмы, добра и зла на нашей планете в любом случае придет к завершению. Зло будет побеждено и изгнано, потому что человечество, несмотря на греховность, постепенно восходит к Богу, к познанию и творению Его Святой спасительной воли. Во второй раз Сын Божий явится на земле в видимом облике просветленного Богочеловека для того, чтобы свершить завершающий суд над побежденным злом, над всеми живущими и умершими людьми.
На последнем суде в полноте будут реализованы правота, справедливость и милосердие Божественного Промысла, который определит воздаяние каждому существу, каждой разумной личности по ее конкретным делам. Земное существование каждого человека будет оценено Творцом и приведет либо к спасению, либо к погибели души.
После этого Господь окончательно изгонит силы зла из нашего мира. На Землю вернется первоначальная гармония Царствия Божия, чистота и радость неискаженного мира, где нет зла и страданий, греха и смерти, где просветленное и очищенное творение ожидает вечная жизнь, где всегда будет царствовать Господь, возводя людей все выше и выше по ступеням благодатного приближения к Богу. Впрочем, новый мир будет лучше первозданного рая, поскольку земная история возведет человечество на новую ступень духовного бытия, где просветленный богочеловек, в отличие от падшего Адама будет ясно знать смысл и цель своего бытия, полностью исключая возможность нового грехопадения.

8. «И в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго через пророков»

Дух Святой является Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, то есть Истинным Богом. Духу Святому приличествуют поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном Божиим дает всему сотворенному жизнь, и особенно духовную жизнь — людям. О том, что Дух Святой «исходит от Отца» Начала, Главы и Первого Лица Единого Бога Святой Троицы, мы знаем из слов Самого Господа Иисуса Христа. Учение об исхождении Святого Духа от Отца, не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Святом Духе, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры, а Православная Кафолическая Церковь признала его столь решительно, что Третий Вселенский Собор запретил составлять новый Символ веры.
В Символе веры сказано, что Дух Святой говорил через пророков. Это сказано для обличения лжеучений, которые утверждали, что книги Ветхого Завета написаны не Духом Святым. Также Дух Святой говорил и через апостолов Христа. Символ веры не упоминает об учениках Христа, потому что никто не сомневается в богодухновенности апостолов Сына Божия. Дух Святой всегда открылся людям особым образом. Он сошел на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Дух Святой и ныне сообщается всем истинным христианам. Соделаться причастником Святого Духа можно через усердную молитву, благодатные Таинства и праведную жизнь. Знаменательно, как святой пророк Исаия указывает «семь даров Духа Святого»: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения высшей степени.
Бог — Святой Дух является Третьей Ипостасью Единого Бога Святой Троицы. Учение об Ипостасях Бога-Отца и Святого Духа, было явлено в Христианстве предельно кратко. В сущности, познание Первой и Третьей Ипостаси Божества до сих пор почти не открыто мира, потому что оно касается очень высоких, непознаваемых для нашего ума категорий духовного бытия. Христианство есть преимущественно религия Второй Ипостаси Троицы Бога-Сына, принявшего ради нашего спасения земное воплощение в Личности Богочеловека Иисуса Христа. Данное понятие нисколько не умаляет ценности и спасительности христианской религии, поскольку Сын Божий единосущен, одного Духа с Отцом и Святым Духом. Таким образом, Господь Иисус Христос полноценно открывает нам истинный Образ и подлинную Сущность Единого Бога Святой Троицы.
Святой Дух есть Третье Лицо Троицы, равнозначное и равноценное Ипостасям Отца и Сына. Третья Ипостась отличается по Своему проявлению в мире и по Своему воздействию на человека. Святой Дух, как Третья Ипостась Единого Бога, особенно ясно проявляет Себя в оживотворяющей Божественной Любви Творца, учащего людей истинно творить Божественные заповеди в духе сознательной святости и бескорыстного добра.
В Священном Писании под Святым Духом подразумевается также исхождение энергии Единого Бога Творца, который есть наш Небесный Отец. Естественно, что Бог есть Дух и конечно Дух Святой. Бог-Отец есть первая Ипостась Единого Бога Святой Троицы. Поэтому именно Он направляет деятельность Сына Божия, именно от Него исходит Святой Дух вне зависимости от того, является ли исхождение Святого Духа проявлением общей энергии-благодати Единого Бога или особым излиянием силы Третьей Ипостаси Троицы.

9. «Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»

Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами. Веровать в Церковь — значит, благоговейно чтить истинную Церковь Христову, с уверенностью повинуясь ее учению и заповедям, потому что в Церкви пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее, Господа Иисуса Христа.
Предметом нашей веры является не только видимая земная Церковь, но обязательно невидимая духовная Церковь Тела Христова. Видимая Церковь, живущая и действующая с помощью Божественной благодати Святого Духа, пребывает на земле и к ней принадлежат все живущие православные христиане. В то же время она невидима, поскольку включает в себя Церковь на Небесах, к которой принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.
Благодать Божия пребывает в истинной земной и небесной Церкви, потому что ее Глава есть Сам Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины. Сын Божий наполняет благодатью и истиной Святого Духа всю Церковь как свое Мистическое Тело. Благодать Божия пребывает в Единой Церкви Христовой доныне и будет пребывать до скончания века. Церковь едина потому, что она есть одно духовное тело, имеет одного Главу — Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Господь Иисус Христос есть Единый Глава единой Церкви Тела Христова.
Церковь едина, однако есть многие отдельные и самостоятельные Церкви, например Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Русская. Это частные Церкви, или части Единой Вселенской Церкви. Самостоятельность их видимого устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь Единого Главу — Христа, единый дух веры и благодати. Данное благодатное единство видимо выражается в одинаковом исповеданием веры, в молитвенном общении и единых Таинствах.
Несомненно благодатное единство между видимой земной Церковью и невидимой Небесной Церковью в их отношении к Единому Главе, Господу нашему Иисусу Христу, и согласно взаимному общению между той и другой. Основным средством общения Церкви, пребывающей на земле, с Церковью Небесной, является молитва веры и любви. Верующие, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, приносят молитву Богу и призывают на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной. Святые, находящиеся на высших степенях приближения к Богу, своими посредническими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле. Также святые по воле Божией благодатно и благотворно действуют на нас невидимой благодатной силой с помощью молитвы, святых мощей и даже через свои видимые явления.
Христианин исповедует веру в созданную Господом Иисусом Христом Церковь, называя ее «Единой и Святой». Это Православная Христианская Церковь, обладающая исключительной полнотой Божественного откровения, высшей благодатной силой Святого Духа, наилучшим учением о достижении богочеловеческого обожения, которое полноценно ведет человека к спасению души и благодатному просветлению личности. Церковь всегда Свята, хотя в ней есть и грешники. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием верующие люди, не препятствуют Церкви быть Святой. Нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и таким образом она всегда сохраняется Святой.
Христианство-Православие является вершиной Божественного откровения и высшей ступенью религиозного знания. Но, это вовсе не означает, что спасение возможно лишь в Православной Церкви, о чем говорит Сам Спаситель. Здесь мы подходим к тайнам Божественного Промысла о спасении мира, где христианину надо поменьше думать о грехах и неправоте иноверующих, стараясь полноценно творить заповеди Христа для собственного спасения и помощи спасению всего человечества.
Христианство действительно обладает самым правильным учением о Боге, мире и человеке, о спасении и достижении святости через восприятие Божественной энергии-благодати, через исполнение Божественных заповедей, через творчество праведной жизни и самоотверженной любви. В результате помощи правильного догматического знания и благодатных Таинств Христианской Церкви, путь православного христианина к Богу становится предельно ясным, понятным и эффективным. Одновременно соборное христианское учение, основанное на благодатном опыте Вселенской Церкви, объемлющей весь мир, требует от нас предельно самоотверженного служения Богу, запрещая даже думать о том, что православный верующий может обрести спасение на основе формальной принадлежности к Православию. Для вхождения в Святую Церковь и спасения души, необходимо стать праведником, свято исполняющим спасительную волю Творца
Понятие «Соборная» говорит о том, что Церковь есть Собор или всемирное духовно-религиозное сообщество-братство верующих людей, свободно и сознательно творящих волю Божию. Церковь есть союз взаимной любви духовных братьев и сестер, независимо от того, где они находятся и как исполняют свою жизненную миссию, направленную на творение воли Божией.
Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается земными понятиями, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Главное преимущество Кафолической Церкви заключается в том, что именно ей принадлежат высокие обетования Спасителя мира, Который сказал, что «врата адова не одолеют ее», что Господь «пребудет с ней до скончания века». Такая Церковь не может ни отпасть от веры, ни погрешитъ в истине веры, ни впасть в заблуждение, ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей, святых и праведников Церкви, предохраняет ее от заблуждения.
Соборность естественно подразумевает благодатное духовно-мистическое единение христиан между собой и со всяким человеком, который может быть, и в другой религии творит заповеди Христа, даже не зная Христианства; а также единение христиан на земле со всем невидимым миром, с небесной Церковью просветленных душ и Ангелов.
Православная Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих всего мира. Господь Иисус Христос есть Глава Церкви и потому всем участникам в Его спасении, необходимо вместе с Ним быть членами Его Тела, членами Единой Кафолической Церкви, где люди обретают вечное спасение.
Вселенская Православная Церковь именуется также Церковью Восточной. В раю, насажденном на Востоке, создана была первая Церковь безгрешных прародителей. Там же после грехопадения было положено новое основание Церкви Ветхого Завета в обетовании о будущем Спасителе мира. На Востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Христианской Церкви Нового Завета. С Востока Церковь Христова распространилась по всей Вселенной. И доныне православная кафолическая вселенская вера, утвержденная семью Вселенскими Соборами, неизменно сохраняется в первоначальной своей чистоте древними Восточными Церквами, а также новыми единомысленными Церквями, такими как Русская Православная Церковь.
Понятие «Апостольская» означает, что Православная Христианская Церковь исповедует учение, идущее от первых учеников-апостолов Христа, передавших нам подлинный образ и слова Спасителя мира.
Церковь называется Апостольской потому, что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной, или Правоверующей. Символ веры, называя Церковь Апостольской, наставляет нас твердо держаться учения и преданий апостольских, избегая еретических учений и учителей, которые не основываются на учении апостолов.
В Церкви существует специальное учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения — это церковная иерархия или священноначалие. Иерархия Христианской Православной Церкви ведет свое начало от Самого Господа Иисуса Христа, от времени сошествия на апостолов Святого Духа, непрерывно продолжаясь через преемственное рукоположение в Таинстве Священства.
Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор. Главные части Вселенской Церкви подчинены православным Патриархам. Меньшие части — православные области и города подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам.
Для того, чтобы исполнить долг повиновения Церкви, нужно знать, чего она требует от своих духовных чад, наставляя нас с помощью Священного Писания, правил святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов, святых отцов и их церковных уставов.

10. «Исповедую единое крещение во оставление грехов»

В Символе веры о Крещении упоминается потому, что вера запечатлевается Крещением и иными благодатными Таинствами. Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия.
Христианин исповедует веру в Таинство Крещения, которое совершаясь однажды, освобождает человека от власти зла, давая ему оставление грехов и возможность восходить к Богу через творчество одухотворенной праведной жизни. Фактически Крещение есть процесс всей жизни, когда человек покаянием — то есть упорным трудом над собой через исполнение воли Божией, постепенно очищает и преображает свое естество воздействием благодати Святого Духа. Само Таинство Крещения это только начало духовного пути, дающее первоначальную силу и знание, необходимые для борьбы с грехом и злом. А дальше уже от самого верующего человека зависит, потеряет ли он благодать Крещения или пойдет по пути ее преумножения.
Всего Таинств семь — Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Каждое из этих Таинств имеет свою особую духовную силу. В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную. В Миропомазании получает укрепляющую благодать, содействующую духовному росту. В Причащении человек духовно питается благодатной силой и знанием. В Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть от телесных и душевных грехов. В Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств. В Браке получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей. В Елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от болезней духовных.
В Символе веры упомянуто не обо всех Таинствах, а об одном Крещении, потому что в отношении Крещения было сомнение: не следует ли некоторых людей, например еретиков, крестить вторично. Необходимо было решить этот вопрос, что и сделано в Символе веры, через который мы исповедуем «единое Крещение».

1. Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. Поэтому для того, кто желает принять Крещение, требуются практическое покаяние и вера.
Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в сознательный возраст. Из Священного Писания можно доказать, что следует крестить именно младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, а в Новом Завете вместо обрезания совершается Крещение.
При Крещении бывают восприемники, которые поручаются перед Церковью за веру крещаемого, и по Крещении принимают его под свое попечение для утверждения в вере. Над крещаемым совершается заклинание для отогнания дьявола, который со времени греха Адамова получил доступ к людям и некоторую над ними власть, как над своими пленниками и рабами. Сила заклинания заключается в «имени Иисуса Христа», призываемом с молитвой и верой. Совершаемое в подобном и других случаях знамение креста, с верой изображенное движением руки или каким-нибудь другим образом, имеет ту же силу, что и с верой произнесенное имя Иисуса Христа Распятого.
В Символе веры повелевается признавать одно, единое Крещение, которое не повторяется. Крещение есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды. Тот, кто грешит после Крещения, виновнее в своих грехах, чем некрещеные люди, потому что крещенный грешник, получивший от Бога особую помощь для совершения добра, отвергает ее своими грехами. Но и для согрешивших после Крещения есть средство получить прощение грехов через искреннее покаяние, которое подразумевает, что данный грех больше не повторится.

2. Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. Помазание лба (чела) означает освящение ума, или мыслей. Помазание груди — освящение сердца, или желаний. Помазание очей, ушей и уст — освящение чувств. Помазание рук и ног — освящение дел и всего поведения христианина.
О внутреннем действии этого Таинства говорят в Священном Писании еще апостолы Христа. Обычно апостолы, для ниспосылания крещаемым даров Святого Духа, употребляли рукоположение. Преемники апостолов, вместо этого, стали употреблять Миропомазание, для которого послужило примером помазание священным маслом, применявшееся во времена Ветхого Завета. Святое Миро для Миропомазания освящается высшим священноначальниками как преемникам апостолов, которые сами совершали рукоположение для ниспосылания даров Святого Духа.

3. Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христовы, несущие нам вечную жизнь. Это Таинство установил и первым совершил Сам Господь Иисус Христос, представивший в нем живое изображение Своих спасительных страданий и будущего Воскресения. Причастив апостолов, Христос дал им заповедь всегда совершать это Таинство.
Таинство Причащения составляет главную и существенную часть христианского богослужения. В нем хлеб и вино прелагаются, или пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Человек не может постичь, каким образом хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господа. Но мы веруем, что хлеб действительно становится истинным Телом Господним, а вино — самой Кровью Господней.
Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать, открыть перед Богом свою совесть, очистив ее покаянием в грехам, чему особенно способствуют пост и молитва. Причащаясь Тела и Крови Христовых, человек теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни. О том, как часто следует причащаться Святых Таин, следует заметить, что древние христиане причащались каждый воскресный день. В наше время немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Поэтому Церковь увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых — стремящихся к благоговейной жизни четырежды в год или каждый месяц, а всех верующих — обязательно раз в год. Те, кто только слушает Божественную литургию, а не приступает ко Святому Причащению, могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел «сие творить в Его воспоминание».
Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Христианской Церкви непременно продолжится всегда, до самого Пришествия Христова.

4. Покаяние есть Таинство, в котором человек, исповедующий свои грехи, при видимом волеизъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя, который приходившим к нему проповедовал «Крещение покаяния во отпущение грехов». Своим апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, и по Воскресении Своем действительно дал им эту власть.
От кающегося требуется сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие. Есть существуют специальные подготовительные и вспомогательные средства для покаяния — это пост и молитва. Святая Церковь употребляет особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника — епитимию. Данное слово означает «запрещение». Епитимия предписывает кающемуся некоторые особые благочестивые упражнения и аскетические лишения, цель которых является освобождение от неправды греха и преодоление греховной привычки, как, например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи — отлучение от Святого Причащения на определенное время.

5. Священство есть Таинство, в котором Дух Святой с помощью правильно избранного через святительское рукоположение епископа, поставляет священников совершать Таинства и пасти стадо Христово, наставляя людей в вере, благочестии и добрых делах.
Необходимых степеней священства три: епископ, пресвитер, диакон. Различие между ними заключается в том, что диакон сослужит при Таинствах, но не совершает их; пресвитер совершает Таинства, пребывая в подчинении епископу; епископ не только совершает Таинства, но имеет власть преподавать другим через рукоположение благодатный дар священства.

6. Брак есть Таинство, в котором жених и невеста свободно дают перед священником и Церковью обещания взаимной супружеской верности. А Церковь благословляется их супружеский союз как образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивая для них благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

7. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные немощи. Это Таинство ведет начало от апостолов, которые получили от Иисуса Христа власть исцелять душевные и телесные недуги через помазание освященным маслом.

11. «Чаю воскресения мертвых»

Воскресение мертвых, которого, согласно Символу веры мы ожидаем, означает действие Всемогущества Божия, через которое все тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут духовными и бессмертными. Истлевшее в земле и рассыпавшееся тело восстановится и воскреснет. Бог изначально сотворил тело человека из земли, и также может возобновить рассыпавшееся в земле. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево.
Все умершие воскреснут, а у тех, кто до времени Всеобщего Воскресения останется в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными. Воскресение мертвых совершится в конце этого видимого, тленного, материального мира, который должен преобразиться в нетленный и одухотворенный новый мир.
Души умерших до Всеобщего Воскресения пребывают в таком состоянии: души праведных — во свете, покое и предначинании вечного блаженства, а души грешных — в противоположном состоянии. Души праведных не воспринимают тотчас по смерти полного блаженства, потому что всецелое воздаяние по делам предопределено получить всему человеку по воскресении тела и Последнем Суде Божием.
О душах, умерших с верой, но не успевших принести плодов, достойных покаяния, следует заметить то, что им для достижения блаженного Воскресения весьма помогают возносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых, и добрые дела, с верой совершаемые в их память.
Христианин ожидает будущего воскресения мертвых, как схождение на освобожденную, очищенную и преображенную Землю всех просветленных и спасенных людей, живших на ней с начала времен. Все люди живы, ведь душа, как подлинная личность человека не умирает. После второго пришествия Христа, благодатно обновленное земное человечество будет существовать в обожженном, богочеловеческом естестве подобно первым людям, жившим до грехопадения в раю.

12. «И жизни будущего века. Аминь»

Размышления о смерти, о Воскресении, о Последнем Суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении помогают нам воздерживаться от грехов и освобождаться от пристрастия к земным вещам; утешают при лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности, достигая вечного спасения.
Жизнь Будущего Века означает жизнь, которая наступит после Воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова. Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь не можем представить себе этого блаженства, которое последует от созерцания Бога во свете и славе и от благодатного соединения с Творцом. Тело преображенного человека также будет участвовать в блаженстве души. Оно будет прославлено светом Божиим, подобно телу Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе. Но не все будут в равной мере блаженны. Будут разные степени блаженства, в зависимости от того, как кто подвизался в вере, любви и добрых делах.
Сознательные неверующие и беззаконники будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с падшими ангелами. Так строго поступят с грешниками не потому, что Бог хотел бы их погибели, но они сами выбрали путь духовной смерти.
Спасенное богочеловечество будет вечно жить на Земле, очищенной от власти зла, свободно и разумно творя волю Божию, напрямую общаясь с Творцом и восходя по непредставимым ступеням богоподобного бытия. Грехопадение первых людей больше не повториться, потому что знание о последствиях отказа от жизни по Божественным законам, куплено человечеством предельно дорогой ценой.

Православие в современном мире http://dmitri-andreev-vet.ortox.ru