Церковные Таинства

Православные церковные Таинства

Всего Таинств семь — Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Каждое из этих Таинств имеет свою особую духовную силу. В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную. В Миропомазании получает укрепляющую благодать, содействующую духовному росту. В Причащении человек духовно питается благодатной силой и знанием. В Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть от телесных и душевных грехов. В Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств. В Браке получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей. В Елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от болезней духовных.
В Символе веры о Крещении упоминается потому, что вера запечатлевается Крещением и иными благодатными Таинствами. Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия.
Христианин исповедует веру в Таинство Крещения, которое совершаясь однажды, освобождает человека от власти зла, давая ему оставление грехов и возможность восходить к Богу через творчество одухотворенной праведной жизни. Фактически Крещение есть процесс всей жизни, когда человек покаянием — то есть упорным трудом над собой через исполнение воли Божией, постепенно очищает и преображает свое естество воздействием благодати Святого Духа. Само Таинство Крещения это только начало духовного пути, дающее первоначальную силу и знание, необходимые для борьбы с грехом и злом. А дальше уже от самого верующего человека зависит, потеряет ли он благодать Крещения или пойдет по пути ее преумножения.
В Символе веры упомянуто не обо всех Таинствах, а об одном Крещении, потому что в отношении Крещения было сомнение: не следует ли некоторых людей, например еретиков, крестить вторично. Необходимо было решить этот вопрос, что и сделано в Символе веры, через который мы исповедуем «единое Крещение».

1.Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. Поэтому для того, кто желает принять Крещение, требуются практическое покаяние и вера.
Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в сознательный возраст. Из Священного Писания можно доказать, что следует крестить именно младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, а в Новом Завете вместо обрезания совершается Крещение.
При Крещении бывают восприемники, которые поручаются перед Церковью за веру крещаемого, и по Крещении принимают его под свое попечение для утверждения в вере. Над крещаемым совершается заклинание для отогнания дьявола, который со времени греха Адамова получил доступ к людям и некоторую над ними власть, как над своими пленниками и рабами. Сила заклинания заключается в «имени Иисуса Христа», призываемом с молитвой и верой. Совершаемое в подобном и других случаях знамение креста, с верой изображенное движением руки или каким-нибудь другим образом, имеет ту же силу, что и с верой произнесенное имя Иисуса Христа Распятого.
В Символе веры повелевается признавать одно, единое Крещение, которое не повторяется. Крещение есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды. Тот, кто грешит после Крещения, виновнее в своих грехах, чем некрещеные люди, потому что крещенный грешник, получивший от Бога особую помощь для совершения добра, отвергает ее своими грехами. Но и для согрешивших после Крещения есть средство получить прощение грехов через искреннее покаяние, которое подразумевает, что данный грех больше не повторится.

2. Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. Помазание лба (чела) означает освящение ума, или мыслей. Помазание груди — освящение сердца, или желаний. Помазание очей, ушей и уст — освящение чувств. Помазание рук и ног — освящение дел и всего поведения христианина.
О внутреннем действии этого Таинства говорят в Священном Писании еще апостолы Христа. Обычно апостолы, для ниспосылания крещаемым даров Святого Духа, употребляли рукоположение. Преемники апостолов, вместо этого, стали употреблять Миропомазание, для которого послужило примером помазание священным маслом, применявшееся во времена Ветхого Завета. Святое Миро для Миропомазания освящается высшим священноначальниками как преемникам апостолов, которые сами совершали рукоположение для ниспосылания даров Святого Духа.

3. Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христовы, несущие нам вечную жизнь. Это Таинство установил и первым совершил Сам Господь Иисус Христос, представивший в нем живое изображение Своих спасительных страданий и будущего Воскресения. Причастив апостолов, Христос дал им заповедь всегда совершать это Таинство.
Таинство Причащения составляет главную и существенную часть христианского богослужения. В нем хлеб и вино прелагаются, или пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Человек не может постичь, каким образом хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господа. Но мы веруем, что хлеб действительно становится истинным Телом Господним, а вино — самой Кровью Господней.
Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать, открыть перед Богом свою совесть, очистив ее покаянием в грехам, чему особенно способствуют пост и молитва. Причащаясь Тела и Крови Христовых, человек теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни. О том, как часто следует причащаться Святых Таин, следует заметить, что древние христиане причащались каждый воскресный день. В наше время немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Поэтому Церковь увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых — стремящихся к благоговейной жизни четырежды в год или каждый месяц, а всех верующих — обязательно раз в год. Те, кто только слушает Божественную литургию, а не приступает ко Святому Причащению, могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел «сие творить в Его воспоминание».
Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Христианской Церкви непременно продолжится всегда, до самого Пришествия Христова.

4. Покаяние есть Таинство, в котором человек, исповедующий свои грехи, при видимом волеизъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя, который приходившим к нему проповедовал «Крещение покаяния во отпущение грехов». Своим апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, и по Воскресении Своем действительно дал им эту власть.
От кающегося требуется сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие. Есть существуют специальные подготовительные и вспомогательные средства для покаяния — это пост и молитва. Святая Церковь употребляет особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника — епитимию. Данное слово означает «запрещение». Епитимия предписывает кающемуся некоторые особые благочестивые упражнения и аскетические лишения, цель которых является освобождение от неправды греха и преодоление греховной привычки, как, например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи — отлучение от Святого Причащения на определенное время.

5. Священство есть Таинство, в котором Дух Святой с помощью правильно избранного через святительское рукоположение епископа, поставляет священников совершать Таинства и пасти стадо Христово, наставляя людей в вере, благочестии и добрых делах.
Необходимых степеней священства три: епископ, пресвитер, диакон. Различие между ними заключается в том, что диакон сослужит при Таинствах, но не совершает их; пресвитер совершает Таинства, пребывая в подчинении епископу; епископ не только совершает Таинства, но имеет власть преподавать другим через рукоположение благодатный дар священства.

6. Брак есть Таинство, в котором жених и невеста свободно дают перед священником и Церковью обещания взаимной супружеской верности. А Церковь благословляется их супружеский союз как образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивая для них благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

7. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные немощи. Это Таинство ведет начало от апостолов, которые получили от Иисуса Христа власть исцелять душевные и телесные недуги через помазание освященным маслом.

Православие в современном мире http://dmitri-andreev-vet.ortox.ru

Памятка желающему подойти к Святой Купели для принятия Таинства Крещения и Миропомазания

Намереваясь креститься, Вы стоите на пороге чрезвычайно важного шага в вашей жизни. Православное Таинство Святого Крещения – это не дань традиции и не символический обряд омовения водой.
Спасение, совершенное Господом Иисусом Христом – это избавление каждого из нас от рабства греху и дарование нам вечной жизни в общении с Богом. Таинство Святого Крещения возрождает нас к этой жизни с Богом.
Крещение совершается только над верующим человеком или над младенцем, при условии дальнейшего воспитания младенца в Православной христианской вере его родителями и крестными. Совершается Крещение во имя Единого Бога Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. И если соблюдаются условия крещения, то Дух Святой как в горниле переплавляет душу человека, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота.

Условия Крещения – покаяние и вера.

Вера – это не просто согласие ума с христианскими истинами. Это не только вера в то, что Бог есть, но и доверие Богу, готовность доверить Ему свою жизнь и жить по воле Божией, благой и совершенной, лучше которой ничего быть не может. Такая вера рождается из познания своей греховности, своего падения, ощущения стыда за бессовестные поступки. В этом случае благодать Божия озаряет нас познанием очевидной истины: я погибаю, мне нужен Спаситель. Это первое условие Крещения.
К Крещению можно приступить, лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Если мы погружаемся в купель Крещения в духе отвращения и ненависти к греху, то тогда нить нашей жизни как бы обрывается, все прежние грехи нам прощаются, и наше греховное прошлое теряет свою силу над нами, становится чуждым для нас.
Тогда, как говорит Священное Писание, мы умираем для греха, погребаемся крещением в смерть Христову и уже со Христом силой Святого Духа воскресаем к новой жизни. В этом смысл погружения в освященную воду с призыванием имени Святой Троицы.
Таким образом, после Крещение центр жизненных интересов должен полностью измениться. Истинное покаяние – это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем. Это второе условие Крещения.
Но если нет веры, нет покаяния, нет ни малейшего желания исправить свою жизнь, то тогда, как говорят Святые Отцы Церкви, «люди будут крестить тебя, а Дух Святой не будет крестить» (Свт. Кирилл Иерусалимский Огласительные поучения. Оглашение 17-е, п.36). «Если душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после Крещения сходна с жизнью до Крещения, то…для таковых вода останется водою» (св. Григорий Нисский Огласительное слово, гл. 40).
Христиане по личному опыту знают, какова сила сатаны (диавола) — духа зла и врага рода человеческого. Некрещеный человек является рабом греха, будучи порабощенным диаволом. При совершении Таинства Крещения вам предстоит отречься от этого духа зла, от всех дел его и от всей гордыни его. А после этого сочетаться (соединиться) со Христом, дать крещальные обеты Христу Богу: обещание доброй совести и доброй жизни по заповедям Божиим.
К Крещению нужно приступать уже зная основы православной веры. Если этого нет, то принимающие Крещение берут на себя обязанность изучить основы православной веры после Крещения, регулярно читать Священное Писание.
В случае крещения младенца, родители и крестные берут на себя ответственность за его христианское воспитание и приобщение к Церкви, начиная с младенческих лет, и они совершат тягчайший грех и будут отвечать на Страшном Суде Божием, если забудут об этом.
Спасение от рабства греху и диаволу, прощение грехов, вечная жизнь с Богом – все это мы получаем в Крещении как дар Божий в силу искупительного подвига Христа Спасителя. Но этот дар легко потерять, если, веря в Бога, жить так, как будто Бога не существует; если, крестившись, быть христианином только по имени.
В Крещении мы даем Богу присягу на верность, каждый из нас становится воином Христовым, и до самой смерти мы должны вести борьбу с духом зла, обольщающим наше сердце, под покровом святой Православной Церкви Христовой.
Путь христианской жизни тернист и труден. «Входите тесными вратами, — говорит Господь (Мф. 7,13), — потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Прежде всего, мы должны стремиться, насколько хватает сил, уничтожать в себе малейшие остатки прежних греховных навыков. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «грехи тебе прощены, а привычку исправь сам».
«Кто не собирает со Мною, тот расточает», — говорит Господь. Поэтому в христианской жизни нельзя стоять на месте. Во всей полноте спасение души совершается по мере того, как образ Господа Иисуса Христа изображается в нас.
Благодатные средства, которые Господь дал нам для нашего духовного возрождения: постоянное и строгое самоиспытание, покаяние и исповедь в грехах перед духовником, святое Причащение, ежедневная молитва дома и регулярное участие в храмовом богослужении, аскетическая дисциплина (соблюдение постов).
Так постепенно происходит наше духовное исцеление, и мы делаемся способными наслаждаться вечным бытием в Царстве Небесном, делаемся сродными этому Царству святости и света. И это Царство Божие приходит и в нашу земную жизнь, зарождаясь и развиваясь в собственном нашем сердце. И именно с этим состояние души мы должны предстать на суд Божий в конце нашей земной жизни.

По материалам сайта Собора в честь Воскресения Словущего р.п. Воскресенское Нижегородской области http://voskresenieslovushee.prihod.ru/kreshenie

Крещение ребенка

В наши дни крещение детей прочно вошло в обиход. Почти все родители, независимо от того, являются они воцерковленными христианами — прихожанами конкретного храма, или нет, стараются крестить своих детей.Крещение ребенка Бывает так, что детей крестят в семьях совершенно далеких от церковной жизни, от православных ценностей. Однако большинство священнослужителей видит в этом явлении больше плюсов, чем негативных сторон.
Принимая святое Крещение, человек становится полноправным членом Церкви, и может участвовать в других таинствах. Благодать Божия, получаемая в таинствах, — то есть особая сила Божия, укрепляет человека в желании добра, правды, помогает постигать не только духовные истины, но и в изучении светских наук, способствует развитию лучших человеческих качеств. Благодать может исцелить даже от тяжелых заболеваний.
В пользу доводов о крещении младенцев, выдающийся православный миссионер, диакон Андрей Кураев говорит следующее:
«Да, ребенок не знает, что такое Церковь и на каких принципах она строится. Но ведь Церковь – это не философский кружок, не простое собрание единомышленников. Церковь – это жизнь в Боге. Отлучены ли дети от Бога? Чужды ли они Христу? Не абсурдно ли оставлять детей вне Христа (а крещение всеми христианами понимается как дверь, вводящая в Церковь Христову) лишь по той причине, что нормы римского права не видят в них признаков «дееспособности?»

Родители

Конечно, от малышей не требуется сознательной веры и покаяния, их крестят по вере родителей и восприемников. Но даже тот факт, что родители некрещеные или неверующие, либо крещены в другой христианской конфессии, не является препятствием для крещения ребенка. Если есть верующие родственники или близкие друзья, готовые стать крестными родителями и способствовать приобщению малыша к церкви, ребенка крестить — можно и нужно.Крещение ребенка — родители
Церковь призывает родителей к ответственному, серьезному отношению к Таинству. Крещение — не дань моде или традиции, а духовное рождение.
Если мы крестим младенца, его развитие, воспитание, целиком и полностью в наших руках — в руках родителей и ближайших родственников. Как сложится судьба этого маленького человека, в значительной мере зависит от ценностей, привитых в кругу семьи.
Задача родителей — сделать все, чтобы семечко божественной правды, чистоты в душе ребенка дало первые ростки, а не погибло в терниях житейских, пустых забот.
«В каждом из нас жил когда-то младенец; если он еще жив, если душа еще полна чуткости, восприимчивости, воли к добру — будем радоваться, …станем глядеть на окружающих нас детей, дивиться и радоваться на них, учиться у них, потому что если мы не будем подобны детям, для нас нет пути в Царство Божие.» (митрополит Антоний Сурожский)

В каком возрасте лучше крестить ребенка? Время и место крещения

Строгих правил крещения ребенка в православии нет. Родители имеют право выбрать в каком возрасте лучше крестить ребенка. Считается, что младенца можно крестить, уже через сорок дней после рождения, но бывают случаи, что крестят и раньше. Учитывая духовную важность Таинства, лучше не затягивать Крещение. В большинстве случаев детей крестят в первый год жизни.
Для детей не достигших семилетнего возраста, на Крещение ребенка требуется согласие родителей, начиная с семи лет, чтобы крестить ребенка, нужно согласие его самого.
С четырнадцатилетнего возраста согласие родителей не обязательно, подросток может креститься самостоятельно, даже если нет крестных родителей.
Крещение может совершаться в любой день — постный, обычный или праздничный, но в каждом храме свое расписание служб, поэтому о дне и часе крещения нужно договариваться в том храме, где вы хотите креститься. Крещение ребенка на дому может совершаться только при каких-то особых обстоятельствах, мешающих людям прийти в храм, например в случае серьезной болезни ребенка.

Выбор имени для ребенка

В Русской Православной Церкви принято крестить детей с именем одного из святых, которые упоминаются в православных Святцах (перечень имен святых). Если имя, данное родителями, отсутствует в Святцах, то в Крещении ребенку дается созвучное имя одного из угодников Божиих.. Например Дина — Нина, Алина — Алла, Роберт — Родион.
Другой способ выбора имени ребенку — когда день рождения совпадает с памятью какого-либо святого, тогда в Крещении человека нарекают этим именем. Например, 25 января — святая мученица Татьяна, 18 июля — преподобный Сергий Радонежский, 24 июля — святая равноапостольная Княгиня Ольга, 1 августа — преподобный Серафим Саровский.
Строгих требований к выбору имени при Крещении нет, можно крестить человека с любым именем, выбирать имя по Святцам — только благочестивая русская традиция.
С именем, данным в Крещении, человек всю жизнь участвует в Таинствах церкви, оно пишется в записках о поминовении на литургии, на молебнах и т д.

Крестные родители

Вопрос выбора крестных родителей чрезвычайно важен при Крещении ребенка.
Крестные могут быть и у подростка старше 14 лет, и у взрослого человека, но в этом случае крещаемый сам исповедует веру и желание креститься. Когда крестят ребенка, за него поручаются крестные родители, они берут на себя обязательство привить веру своему крестнику, научить основам православия — рассказать о том, что такое церковь, молитва, что значит — «грешить».
На крестных ложится и часть ответственности за проступки ребенка. Бесспорно, чтобы научить маленького человека верить, молиться, каяться в грехах, нужно самому иметь опыт духовной жизни, быть образованным, сведущим в этих вопросах человеком. И кроме того, быть добропорядочным, честным христианином.
Крестные родители обязательно должны быть верующими людьми и принимать активное участие в церковной жизни — посещать храм в воскресные и праздничные дни, участвовать в Таинствах, соблюдать посты.
Участие крестных в духовном воспитании детей должно быть реальным, а не номинальным. У них должна быть возможность регулярно встречаться с ребенком, общаться, посещать вместе храм. Не стоит выбирать крестного, даже если это очень хороший, благочестивый человек, живущего в другом городе, или по другим причинам не имеющего возможности видеться с ребенком.
Крестными родителями могут быть близкие и дальние родственники — тетя, дядя, сестра, бабушка, друзья семьи. Существует несколько категорий людей, которые по канонам церкви не могут быть восприемниками при Крещении ребенка.
Это — монахи и монахини, родители для собственных детей, супруги не могут вместе крестить одного ребенка, так как при духовном родстве, супружеская жизнь недопустима. Не могут быть крестными неверующие люди, некрещеные или крещеные в другой вере, психически больные люди, малолетние, не достигшие 15 лет.
В крестные лучше брать хорошо знакомого, надежного человека, или родственника, желательно, чтобы он имел опыт по воспитанию собственных детей, и руководствоваться прежде всего, насколько хорошим наставником сможет он стать для вашего ребенка. По церковной традиции достаточно одного восприемника, того же пола , что и крестник, для мальчика — крестный отец, для девочки — крестная мама. Но в Русской Православной Церкви укоренилась традиция иметь двух крестных родителей.

Что нужно для Крещения ребенка? Как надо к нему готовиться?

В некоторых храмах проводятся огласительные беседы, и родителям сразу предложат их посетить, это необходимо, на таких занятиях можно узнать много полезного, а также прояснить все практические вопросы, связанные с Крещением. Вместе приглашаются и биологические родители, и будущие крестные.
Если родители не были на таких беседах, необходимые знания нужно получить самостоятельно из православной литературы, можно побеседовать со священником, и задать все волнующие вопросы.
Для крещения ребенка нужно подготовить крестильный набор, в который входит: крыжма для Крещения (белое, новое полотенце или крестильная пеленка для новорожденного), крестильная рубашка для мальчика или девочки, нательный крестик и несколько свечей. Вам будет намного спокойнее в день Таинства, если все необходимое будет заранее приготовлено.
Одежду для крещения можно купить в церковных лавках. Также одежду можно сшить самостоятельно. Крестильная рубашка должна иметь простой свободный покрой, чтобы крестная или крестный могли легко и быстро одеть малыша после купели. Маленькие дети часто капризничают, пугаются и кричат во время Крещения, поэтому ворот крестильной одежды должен быть достаточно просторным, а покрой — удобным для младенца.
Крестные родители как правило дарят крестнику именную икону (можно подарить мерную икону) его небесного покровителя и нательный крестик.

Как проходит обряд Крещения ребенка?

Обряду Крещения ребенка предшествует чин оглашения — то есть особая последовательность молитв, песнопений и священнодействий. Сначала читаются молитвы запрещения злых духов, после этого совершается обряд отречения от сатаны — крещаемый поворачивается лицом на запад, священник задает ему вопросы, а он должен сознательно отвечать. За младенцев (до семи лет) отвечают крестные.
Затем происходит исповедание верности Христу ( сочетание со Христом), теперь уже лицом на восток, крещаемый (или крестные родители) вновь отвечает на вопросы священника. Вопросы эти восприемники должны знать. Оглашение заканчивается исповеданием Символа Веры — важнейшей православной молитвы, в сжатом виде содержащей все православное вероучение.
Начинается самая торжественная и величественная часть службы — последование Святого Крещения. Священник облачается в белые одежды — символ новой жизни, принесенной на землю Иисусом Христом. С восточной стороны купели зажигаются три свечи, восприемникам также даются в руки свечи. Священник становится перед купелью, за ним располагаются крестные, держащие на руках детей, малыши постарше стоят самостоятельно, крестные находятся у них за спиной.
Последовательность священнодействий такова: сначала происходит освящение воды для крещения, затем — освящение елея, освященным елеем священник помазывает крещаемого, а потом крестит его в купели троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы. Крещение — это духовное рождение человека. Погружение в купель символизирует смерть, выход из купели — воскресение. После третьего погружения иерей передает крестника восприемнику и тот насухо вытирает его крестильным полотенцем. Затем крещеного облачают в белую одежду — крестильную рубашку или нарядное крестильное платье для девочки.
Священник надевает на крещаемого нательный крест.Этим завершается Крещение ребенка.

Как принято праздновать крестины?

Обычно родители ребенка накрывают стол, приглашают крестных, родственников, друзей, чтобы отпраздновать это событие.
Но праздник Крещения не принято отмечать светскими развлечениями. В памяти родных и близких, и конечно, самого малыша, должна остаться особая атмосфера духовной радости, которая всегда сопутствует такому чудесному событию, как крещение ребенка. Ведь Крещение — это великое и неповторяемое Таинство.

По материалам сайта http://kreshchenie.ru/

Крещение взрослых

Крещение взрослых проводится индивидуально после огласительной беседы с катехизатором.

Значение приготовительных обрядов

Русская Православная Церковь проходит уникальный исторический этап. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, ко Крещению приходят взрослые, сформировавшиеся личности. То Таинство, которое в течение нескольких последних столетий, до трагедии 20 века, совершалось почти исключительно над младенцами, на рубеже 20-21 веков стало уделом взрослых людей.
В связи с этим, по логике вещей, должен быть восстановлен институт оглашенных, то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в церковь. Ведь в древней церкви, те, кто готовился принять Крещение, постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение продолжительного периода времени, который в разные годы составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры, читали Священное Писание, принимали участие в общих молитвах. Примечательно то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином.
Понятно, что многое из этой практики раннехристианской церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но огласительные беседы перед Крещением, чтение Священного Писания, православной литературы, участие в богослужениях, общие молитвы в храме, не только доступны, но и должны быть обязательны.
Таинство Крещения не должно профанироваться и становиться этнографическим обрядом , совершаемым с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Тем более, что приготовительные обряды, имевшие существенное значение для ранней Церкви, и составленные специально для Крещения взрослых людей, не исчезли и не стали впоследствии «младенческими» (из-за возраста приносимых ко Крещению), но до нынешнего дня сохранили «взрослое» чинопоследование, всегда являвшееся неотъемлемой частью этого Таинства.
Следовательно, Крещению взрослого человека должна предшествовать подготовка, которая, по сути, будет его постепенным вхождением в церковную жизнь.

Перед Крещением

Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих православной веры. Необходимо прочесть Новый Завет, а также знать основную часть догматического учения о Святой Троице, О Воплощении Сына Божия, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой, О Таинствах — Причащения, Крещения, Миропомазания.
В нашем храме проводятся огласительные беседы, и тем, кто записывается на Крещение, их посещение обязательно. Кроме этого, желающий креститься должен знать наизусть важнейшие христианские молитвы — Символ Веры, молитву Господню «Отче Наш», и «Богородице Дево, радуйся». Эти молитвы есть в любом молитвослове.
Взрослому человеку к обряду Крещения желательно, по возможности, подготовиться трехдневным постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи, яиц, спиртных напитков, курения. Перед тем как приступить к Таинству, христиане, по слову Иисуса Христа, должны примириться со всеми, с кем были в ссоре. Пост также подразумевает отказ от развлечений и просмотра увеселительных телепередач. Лицам, состоящим в браке, в этот период нужно отказаться от супружеских отношений.

Обряд Крещения взрослого

Богослужение Таинства Крещения состоит из чина оглашения, последования Святого Крещения, в которое входят несколько обрядов: освящение воды, освящение елея, Крещения и облачение новокрещенного в белую крестильную одежду. После Крещения совершается Таинство Миропомазания.

Оглашение

Перед чтением огласительных молитв, иерей совершает следующие священнодействия: три раза дует в лицо крещаемому, это символически связано с моментом творения человека, когда Бог взял созданного из праха земного человека, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2; 7).. Затем священник трижды благословляет крещаемого, и возложив руку на главу его, начинает чтение молитв.
После чтения запретительных молитв (молитвы запрещения злых духов), совершается обряд отречения от сатаны. Принимающий Крещение поворачивается лицом на запад — символ тьмы и темных сил, священник будет задавать ему вопросы, а он должен сознательно на них отвечать. После отречения от сатаны, крещаемый исповедует верность Христу ( сочетается со Христом), теперь уже лицом на восток, так же как и в предыдущем обряде, отвечает на вопросы, повторяемые три раза. Затем оглашенный читает вслух Символ Веры — одну из главных христианских молитв, содержащую в кратком виде, все православное вероучение. Эту молитву надо знать наизусть. После чтения молитвы следуют вопросы священника, это повторяется три раза. Теперь оглашенный готов принять Святое Крещение.

Последование Крещения начинается освящением воды. Перед этим священник облачается в белые одежды, символ новой жизни, принесенной на землю Иисусом Христом. Зажигаются свечи, если в обряде участвуют крестные, что допустимо и для взрослых, им также даются в руки свечи. За освящением воды следует освящение елея, им помазывается крещаемый: его чело (лоб), грудь, спина между лопатками, уши, руки и ноги, смысл помазания в том. чтобы освятить мысли, желания и действия человека. вступающего в завет с Богом.
После помазания совершается крещение троекратным погружением в купель, с произнесением тайносовершительных слов, то есть крещальной молитвы. Но выходе из купели, нового члена церкви облачают в белую одежду из крестильного набора — символ очищенной, обновленной человеческой природы.
Для мужчин — это крестильная рубашка, для женщин — длинная сорочка, типа ночной рубашки, обязательно с рукавами, или крестильное платье. Крестильная одежда должна быть новой, чисто белого цвета.
Новокрещенному священник надевает на шею нательный крест, с произнесением специальной молитвы. После этого совершается Таинство Миропомазания. Затем священник с новокрещенным трижды обходит купель, что является символом вечности. После торжественных песнопений читается Послание Апостолов и Евангелие. В заключение происходит обряд сострижения волос, это знак предания христианина воле Божией.

Что нужно для Крещения взрослого человека?

Для участия в обряде Крещения нужно заранее купить крестильный набор: крестильное полотенце — новое, белое полотенце, достаточно большое, чтобы насухо вытереться после купели, крестильная рубашка. нательный крестик, несколько свечей и тапочки (сланцы), так как в определенный момент Таинства человек должен быть без обуви, без носков, чулков и т. д. — для помазывания святым елеем.
Практика совершения Крещения взрослых отличается в разных храмах. В некоторых храмах, при крещении женщин и девочек, купель огораживается ширмой. тогда погружение совершается без одежды, священник видит только голову крещаемой. В других храмах женщины крестятся в сорочках или длинных рубашках. Женщины, во всех без исключения случаях должны находиться в храме в платке или другом головном уборе. Записываясь на Крещение, вы можете узнать в свечной лавке все подробности совершения Таинства в данном храме.
Одежду для Крещения можно приобрести и в церковной лавке, или сшить самостоятельно, на спинке крестильной рубашки традиционно вышивается православный крест, крестильное полотенце также может быть украшено православными символами. Крестильная одежда не используется в быту и, как правило, не стирается. Желательно, чтобы все необходимое для Крещения было приготовлено заранее, вам будет намного спокойнее в день Таинства, так как в последний момент в церковной лавке может не оказаться рубашек нужного размера или подходящих по форме и величине крестиков.
Нательный крест верующие носят всю жизнь, не снимая, разве что в особых обстоятельствах ( по требованию врача и пр.)

По материалам сайта Никольского собора Нижнего Новгорода http://www.nikolasobor-nn.ru/kreschenie.html