Святые покровители храма

Престолы Екатерининского храма города Ветлуга освящены в честь следующих святых:
Центральный престол в честь великомученицы Екатерины – память её 7 декабря по новому стилю
Престол правого придела храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла – память их 12 июля по новому стилю
Престол левого придела храма в честь святителя Николая Мирликийского – память его 22 мая и 19 декабря по новому стилю

*******

Тропарь святой великомученице Екатерине

Добродетельми яко лучами солнечными просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящим в нощи неверия тму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, Богозванная невесто блаженная Екатерине; желанием востекла еси в небесный чертог к прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчалася еси: Емуже со ангелы предстояще, за ны молися, творящия пречестную память твою.
Кондак святой великомученице Екатерине

Лик честный Божественно мучениколюбцы воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнищи Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши.

Житие великомученицы Екатерины

Святая Екатерина родилась в Александрии. Происходила из царского рода, получила прекрасное даже по нынешним меркам образование. Уже в 18 лет она умела говорить на нескольких языках, в совершенстве знала произведения древних поэтов и философов — Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других, интересовалась медициной, читала труды Асклепия и Гиппократа, освоило искусство риторики. Удивительна биография этой александрийской царевны, которая, пережив встречу со Христом, полностью изменила свою жизнь и не испугалась принять за Него мученическую смерть.
Екатерина твердо решила не выходить замуж и до конца жизни оставаться девой. В ее житии не говорится, в чем были причины такого решения, но на тот момент христианкой девушка еще не была и христианства, несмотря на образованность, не знала. Родственники настаивали на браке, и Екатерина сказала, что выйдет только за того молодого человека, который превзойдет ее по знатности, красоте, мудрости и богатству. То есть по качествам, по которым она превосходила остальных девушек.
«Я хочу иметь женихом только равного мне. Всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из этих дарований, не достоин меня, и я не желаю быть его женой», — заявила Екатерина. Ответ звучал очень гордо, зато давал Екатерине возможность остаться не замужем: найти мужа, который подходил бы по всем этим пунктам, ей действительно не смогли.
Зато мать повела Екатерину к своему духовному наставнику, старцу-христианину, и тот, поговорив с девушкой, решил научить ее христианству и стал рассказывать о юноше, который превосходил ее по всем качествам. На самом деле, он говорил о Христе, а девушка решила, что о каком-то земном молодом человеке, и захотела его увидеть.
Старец дал ей икону Богородицы и сказал, что это — Мать Юноши, о Котором он ей говорил. Если Екатерина помолится Ей и попросит показать Сына, то увидит необыкновенного Юношу.
Образованность не помешала Екатерине поверить словам старца, она простодушно взяла икону, принесла домой и стала молиться. Во сне ей действительно явилась Богородица с Младенцем на руках. Но Ребенок отворачивался и не хотел смотреть на Екатерину, называл ее безумной, бедной и худородной и в конце концов сказал, что пусть Екатерина пойдет к старцу и поучится у него.
Утром Екатерина пошла к старцу. Тот научил ее тайнам веры, рассказал об Адаме, Еве, грехопадении и крестной смерти Христа. После этого Екатерина снова помолилась Богородице, и Младенец Христос не только посмотрел на нее, но когда Екатерина воскликнула, что недостойна быть рядом с Ним, подарил ей перстень и сказал, что избрал ее Своей невестой, нетленной и вечной.
Конечно, это был не земной брак, о котором раньше говорила Екатерина или ее родственники. Это был высший, таинственный союз с Богом, начало церковной, христианской жизни.
Вскоре в Александрию приехал император-язычник Максимиан, и начались торжества в честь языческих богов. Император и его придворные резали скот и совершали жертвоприношения. Крики животных, кровь, жестокие обряды — все это было невыносимо видеть Екатерине. Она пришла в языческий храм, чтобы убедить Максимиана не делать этого и вообще перестать верить в ложных богов.
Красота Екатерины удивила и привлекла императора, а слова вызвали сильное раздражение. Он попытался переубедить девушку, а потом решил вызвать 50 умнейших философов и мудрецов, чтобы они победили ее в словесном споре. Мудрецы надеялись посрамить дерзкую девушку, но на каждый их ответ она приводила цитаты из древних авторов, которые опровергали слова мудрецов и доказывали ее правоту. Она рассказывала им о Христе, и философы поверили в Бога Екатерины и попросили ее помолиться о них, когда разгневанный император приказал казнить их за то, что они не победили Екатерину.
Саму девушку заточили в темницу и оставили без еды и воды. Голубь, посланный от Бога, приносил ей пищу. А когда Максимиан уехал из города, к ней пришла его супруга Августа в сопровождении военачальника Порфирия. Императрица видела Екатерину во сне и теперь была рада, что Бог удостоил ее встречи со святой. Екатерина предсказала ей и Порфирию мученическую смерть за Христа. Естественно, Августа стала бояться грядущих мучений, но Екатерина успокоила ее и сказала, что помощником императрице будет Сам Христос.
Вскоре император вернулся и был разгневан тем, что Екатерина даже после темницы не хотела поклоняться его богам и стать его супругой. Он готовил ей мучительную казнь, и императрица Августа осмелилась спорить с ним и отговаривать мучить Екатерину. Максимиан обрушил свое раздражение на нее и устроил Августе мучительную казнь.
«Он велел принести большой ящик и наполнить его оловом, чтобы он был неподвижен, набить гвоздей в крышку ящика и, защемив сосцы своей жены между ящиком и крышкой, сдавливать их. И мучители, причиняя святой невыразимые страдания, сдавливали ее сосцы, пока они не оторвались. Блаженная же Августа, терпя ужасную боль, радовалась, что страждет за Истинного Бога, и молилась Ему: да ниспошлет Он ей благодатную Свою помощь. Когда сосцы оторвались, кровь текла рекою, и все окружающие исполнились жалости к ней, переносящей такое ужасное и нестерпимое мучение. Но немилосердный мучитель не помиловал своей супруги и повелел отсечь ей голову мечом. Она же, выслушав приговор с радостью, сказала святой Екатерине:
— Раба Истинного Бога, помолись обо мне!».
Саму Екатерину Максимиан хотел поместить между деревянными колесами с железными остриями. Колеса должны были вращаться в разные стороны и просто раздробить тело Екатерины. Как сказано в «Житии», «лишь только приступили к этому мучению, как внезапно сошел с неба Ангел, освободил от уз святую, а колеса сокрушил на части; причем колеса, с силой разбиваемые, летели в стороны и поражали многих неверующих насмерть. Видя такое преславное чудо, весь народ воскликнул:
— Велик Бог христианский!».
Явление Ангела не убедило Максимиана, он был крайне раздражен и снова пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам и разделить с ним царство, стать императрицей. Военачальник Порфирий и воины пытались возразить императору, но он повелел отсечь им всем головы.
После этого Максимиан в последний раз попытался переубедить Екатерину, а когда понял, что это бесполезно, приказал отрубить голову и ей. Перед казнью святая успела поблагодарить Бога за то, что даровал ей терпение и силы, и попросить, чтобы Он слышал молитвы тех, кто через нее будет призывать Его имя.
Когда Екатерине отсекли голову, из раны истекла не кровь, а молоко. По преданию, тут же ангелы взяли ее тело и унесли на гору Синай.
Долгое время святые мощи Екатерины пребывали в неизвестности в земле и были открыты лишь спустя 200 с лишним лет. В 30-40 годах VI века монахи Синайской обители, основанной византийским императором Юстинианом, чудесно были извещены свыше, что мощи великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Монахи действительно обрели святые мощи в указанном месте нетленными и благоухающими. Правда, они были обретены не полностью — только глава и левая рука. Эти части нетленного тела мученицы Христовой тогда же были торжественно перенесены в Синайскую обитель и сейчас находятся там же.
В настоящее время святые мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу Екатерины покрывает золотой венец, а на палец ее руки надето драгоценное кольцо в память торжественного обручения святой Екатерины с Небесным Женихом — Христом. В раке части святых мощей покоятся на серебряном подносе, под которым лежит большой слой благоухающей ваты.

Святая великомученица Екатерина

Святая великомученица Екатерина

Святая великомученица Екатерина 1

Святая великомученица Екатерина 1

********

Тропарь святым Апостолам Петру и Павлу

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость

Кондак святым Апостолам Петру и Павлу

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная

Житие первоверховных апостолов Петра и Павла

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан, а совместное празднование их памяти распространилось уже в первые века Христианства.
Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника.
Братья Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.
Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Савл по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он в последствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет).
Образование Савл получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.
Знаменательно, что в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.
Симон, с самого начала бывший учеником Христа, был таким же пламенным и нетерпеливым. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный » (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «… Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: « Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16) . Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.
В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.
Для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.
То, что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18) Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.
О проповеди Петра и Павла рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено, прежде всего, «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее, он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел 1

Апостолы Петр и Павел 1

*******
Тропарь святителю Николаю Чудотворцу

Приспе день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.

Ин тропарь святителю Николаю Чудотворцу

Отечество свое, Миры Ликийския, не оставль духом,/ во премирный град Барский преславно телом пренесеся, архиерею Николае./ И оттуду множество человеческое своим пришествием возвеселил еси/ и болящия исцелил еси./ Темже тя молим, святителю Николае,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак
Взыдоша, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси, чудотворец изящный, предивный и милостивый.

Житие святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре, Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.
Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание со тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословения на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого Диавола, вошедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви пред пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое».
В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богородица — омофор. И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских, после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай остался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым.
По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I-ого Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.
В пылу обличения святитель Николай, пламенеющий ревностью ко Господу, даже ударил по щеке лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению.
Он был поистине Свет Миру и Соль Земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солею премудрости. Еще при жизни святитель совершал много чудес. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали пред императором и обрекли на смерть.
Явившись во сне равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в город Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 342-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления.
В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей и сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили тайком спасти мощи святителя Николая.
8 мая корабли с мощами приплыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся недалеко от моря.
Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая (22 по новому стилю) установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудевающую помощь Угодника Божия.
В честь святителя Николая воздвигались и воздвигаются многочисленные храмы и монастыри, его именем называют детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя.

Святитель Николай Мирликийский

Святитель Николай Мирликийский

Святитель Николай Мирликийский 1

Святитель Николай Мирликийский 1

По материалам сайта http://azbyka.ru